Узбекистан: Новые реформы по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и их практические результаты

 В последние годы, с учетом международных стандартов и передового зарубежного опыта, обеспечения защиты прав осужденных, уважения их чести и достоинства, воспитания нравственности и добросовестного труда для дальнейшей социальной адаптации в обществе при освобождении, проведено коренное совершенствование уголовно-исполнительного законодательства в Республике Узбекистан с внедрением эффективных правовых механизмов.

В настоящее время действуют ряд международных конвенций и положений, направленных на защиту прав осужденных, которые регулируются Международным пактом о гражданских и политических правах. (1966), «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания» (1984), «Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (1975), "Минимальные стандартные правила обращения с осужденными (правила Нельсона Манделы)"(2015)", Правила ООН по защите несовершеннолетних детей, лишенных свободы "(1990)", Основные принципы обращения с осужденными "(1990).

Основываясь на нормах данных международных документах, разработанных и принятых международным сообществом по стандартам обращения с осужденными в стране ведется системная работа по гуманизации исполнения и снижению негативных последствий при их исполнении, а также укрепляются законодательная, организационно-правовая базы защиты прав человека, проводится имплементации международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и другие важные нормы жизнедеятельности человека, которые приняты к реализации Республикой Узбекистан как субъектом вышеуказанных и других международных договоров.

Важно отметить, что «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» ООН 1955 года являются общепризнанными минимальными стандартами содержания заключенных под стражей и имеют большое значение и влияние на совершенствование законодательных актов, уголовно-правовой политики и практики работы пенитенциарных учреждений во всем мире.

Пересмотренный текст этих минимальных стандартных правил
17 декабря 2015 года на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/70/175-sonli, единогласно был принят в виде резолюции. Данные Правила приобрели известность как «Правила Нельсона Манделы» в знак уважения его памяти после смерти знаменитого государственного деятеля, Президента Южной Африки, который изложил эти правила на основе опыта проведенного длительную часть жизни в тюрьме.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что по итогам визита в Узбекистан специального докладчика Совета ООН по правам человека а тему «Поощрение и защита прав и основных свобод человека в условиях борьбы с терроризмом» были даны рекомендации на приведение законодательства Республики Узбекистан в соответствие минимальным стандартным правилам обращения с заключенными (правилам Нельсона Манделы), в целях улучшения условий содержания осужденных в учреждениях по исполнению наказания, обеспечению прав на свободу вероисповедания, которые легли в основу «Дорожной карты», разработанной в соответствии с Национальным планом действий Республики Узбекистан.

В целях обеспечения исполнения этих задач условия содержания осужденных в учреждениях по исполнению наказания Республики Узбекистан рассматриваются на основе требований минимальных стандартных правил обращения с заключенными (правила Манделы), которые поэтапно находят свою реализацию в соответствие с этими правилами.

На основе международных стандартов прав и обязанностей осужденных, с учетом передового опыта зарубежных стран кардинально совершенствуется система исполнения наказаний, решаются проблемы, накопившиеся за эти годы.

В обновленной Конституции Республики Узбекистан записано: «Право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и охраняется законом». Самое тяжкое преступление — это покушение на жизнь человека. В Республике Узбекистан смертная казнь запрещена. Суть этого принципа заключается в том, что никто не может быть преднамеренно лишен жизни. Эта норма соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Международным пактом о гражданских и политических правах. Право человека на жизнь признается естественным и неприкосновенным правом, возникающим с момента его рождения, и принадлежит лицу независимо от наличия государственности и законов.

В последние годы в рамках работы по приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами впервые было предоставлено право избираться осужденным, кроме лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (ч. 6 ст. 128 Конституции Республики Узбекистан). В два раза увеличено число осужденных, содержащихся в учреждениях общего, строгого, специального, тюремного и воспитательного режима, на переписку, получение свиданий, посылок, передач и бандеролей, ведение телефонных разговоров.

Кроме того, осужденным к лишению свободы гарантировано оказание психологической помощи и неприменение мер дисциплинарного взыскания за нарушения, совершенные в момент психического расстройства, установлено право на пенсию для отбывающих наказание в колониях-поселениях.

Законом Республики Узбекистан от 30 июня 2020 года в Уголовно-исполнительный кодекс введена новая норма, определяющая порядок применения мер поощрения для лиц, отбывающих наказание, расширены меры, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных во время отбывания наказания.

По просьбе осужденных длительные свидания могут быть заменены краткосрочными свиданиями или дистанционными видеосвязями либо телефонными разговорами, а краткосрочные свидания заменены дистанционными видеосвязями или телефонными разговорами. Лица, отбывающие наказание из малообеспеченных семей, трудоустраиваются на высокооплачиваемые работы.

В процессе проводимых реформ особое внимание уделялось созданию достойных условий для осужденных, в этих целях в г. Ташкенте был закрыт следственный изолятор УЯ-64/1, носивший негативный характер и прозванный в народе «Таштюрмой». Вместо этого учреждения в Зангиатинском районе Ташкентской области построен и функционирует новый следственный изолятор №1, полностью отвечающий международным стандартам. Подобным образом была упразднено и учреждение «Жаслык» в Каракалпакстане, а содержащиеся в ней осужденные переведены в другие колонии республики.

В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция к применению альтернативных, не связанных с лишением свободы мер, что позволило сократить количество осужденных, направляемых в  учреждения по исполнению наказания. Такое положение позволило за последние четыре года сократить три колонии по исполнению наказания общего режима, по одной в Навоийской, Кашкадарьинской и Ташкентской областях.

В республике осуществляется постоянный контроль законодательной, исполнительной властью, а также ведомственный за соблюдением законности и обеспечению прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Так, с введением должности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) ему было предоставлено право беспрепятственного посещения учреждений по исполнению наказания. Омбудсману и прокурору установлены отдельные почтовые ящики, предназначенные для заявлений и жалоб этих лиц. Органы прокуратуры и Омбудсман регулярно изучают соблюдение законов в учреждениях по исполнению наказания. Руководство Департамента по исполнению наказания постоянно осуществляет выездные приемы в места лишения свободы с целью изучения жалобам и заявлений осужденных и принятия соответствующего решения и незамедлительного его исполнения.

К этому надо добавить, что по рекомендациям уставных органов и договорных комитетов ООН совершенствуется национальный превентивный механизм на основе модели «Омбудсман плюс». Омбудсману, причем Детскому омбудсману, Национальному центру по правам человека и Бизнес-омбудсману также предоставлены полномочия по мониторингу учреждений по исполнению наказаний.

В результате осуществляемых реформ разработаны и внедрены в практику совершенно новые приоритеты государственной уголовно-исполнительной политики, предусматривающие следующие основные аспекты.

В частности, Уголовно-исполнительный кодекс дополнен: новой статьей 1021 «Порядок применения мер поощрения», в которой отменены ограничения на свидания несовершеннолетних осужденных с родителями или лицами, их заменяющими; осужденным беременным женщинам, имеющим детей,  предоставлены дополнительные права на длительные свидания с несовершеннолетними детьми продолжительностью до пяти суток - четыре раза в год, а также длительные свидания с возможностью проживания за пределами территории учреждения, применение мер поощрения к осужденным - не реже двух раз в год; при возникновении угрозы безопасности, осужденного к лишению свободы, установлено, что он может обратиться с заявлением, сообщением в устной или письменной форме к любому сотруднику учреждения по исполнению наказания в целях обеспечения заявленной безопасности, при этом определено требование – при получении  такого заявления о необходимости незамедлительного следует немедленно принять меры к обеспечению его безопасности. Важным требованием также является предотвращение необоснованного применения грубости, физической силы и специальных средств сотрудниками и военнослужащими при проведении обыска осужденных; своевременного и соответствующего проведения длительных и краткосрочных свиданий, телефонных переговоров, дистанционной видеосвязи, краткосрочной - дистанционной видеосвязи или телефонного разговора.

Следует отметить, что подобные меры поощрения осужденных закреплены также в пенитенциарных кодексах Испании, Турции, Японии и некоторых других стан.

В соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан в учреждениях по исполнению наказания обеспечиваются меры по охране здоровья осужденных, обеспечению их образования, свободного пользования библиотеками и других разрешенных источников информации (радио, телевидение, кино и видео фильмы и другие).

Представляет интерес «Импортная модель» управления тюрьмами в Норвегии с развитой системой исполнения наказаний. Для внедрения этой модели проводится работа по налаживанию системы предоставления услуг (образование, пользование библиотеками, здравоохранение) в местах лишения свободы.

Необходимо сказать и о законе Республики Узбекистан от 7 декабря 2021 года, который в целях гуманизации в отношении несовершеннолетних в Уголовно-исполнительном кодексе, предусмотрена норма, определяющая помещение в воспитательные колонии лиц не с 13 лет, а с 14. Это стало одним из важных шагов на пути к надежной защите прав и законных интересов несовершеннолетних в процессе уголовного и судебного судопроизводства в нашей стране.

В целях дальнейшего углубления широкомасштабных реформ, осуществляемых в системе МВД, указом главы государства от 26 марта и его Постановлением от 2 апреля 2021 года Главное управление по исполнению наказания преобразовано в Департамент по исполнению наказания при Министерстве внутренних дел, в нем определены правовые основы деятельности департамента  по обеспечению порядка отбывания наказания посредством цифровизации системы исполнения наказаний, что позволит исключить ошибки, связанные с человеческим фактором..

Кроме того, законом Республики Узбекистан от 15 февраля 2023 года «О государственном пенсионном обеспечении граждан» предусмотрено, что любая работа, выполняемая осужденными к лишению свободы в период отбывания наказания в учреждениях по исполнению наказания, может быть включена в трудовой стаж осужденного в случае уплаты налога. Такой порядок определен теперь в статье 96 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, которая переименованная, как «Уплата социального налога и пенсионное обеспечение осужденных». В ее первой части определен «Расходы учреждений по исполнению наказания на оплату труда осужденных к лишению свободы являющиеся объектом налогообложения по социальному налогу», наряду с этим осужденные имеют право перевода денежных средств и пользоваться другими услугами, предоставляемые осужденным.

Важным законодательным решением является запрет использования меры наказания с применением «смирительной рубашки». Такое положение исходит из статьи 26 Конституции Республики Узбекистан, которая гласит: «Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению или наказанию» напрямую действует по недопущению применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания в учреждениях по исполнению наказания.

В результате осуществляемых реформ в системе государственной уголовно-исполнительной политике предусмотрено, что общие жилые помещения для лиц с инвалидностью I и II групп, осужденных к лишению свободы, должны быть оснащены специальными средствами и приспособлениями; разрешается просмотр кинофильмов, теле и радиопередачи, за исключением времени, отведенного на ночной отдых; определены критерии по лечению  осужденных.

Кроме того, важное значение имеет устранение коррупционных факторов в оценке поведения осужденных путем включения стажа работы в учреждении в общий стаж работы для их дальнейшего получения пенсии и, самое главное, путем установления строгих критериев, определяющих путь исправления осужденных.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что осуществляемые в этой сфере реформы приносят свои положительные результаты. В частности, в последнее время снижены правонарушения осужденных в местах лишения свободы и после их освобождения; в большей степени условия отбывания наказания в виде лишения свободы соответствуют международным стандартам, совершенствуются механизмы поощрения, применяемых к осужденным, отбывающим наказание и вставшим на путь исправления, обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов осужденных, позволяющих не нарушать их интересы; активно в воспитательный процесс по исправлению осужденных участвуют общественные группы и органы самоуправления граждан; намного уменьшились правонарушений со стороны правоохранительных органов.

 

Мирзаюсуп Рустамбаев,

начальник Университета общественной безопасности

                                              Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор 

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий