Узбекистан и транспортно-логистический потенциал региона

 

Транспортно-логистический потенциал ЦА всегда играл значимую роль в обеспечении развития и благополучия стран региона. Все понимают значение Великого шелкового пути, который связал Восточную Азию со Средиземноморьем. Эта караванная дорога способствовала развитию городов, обеспечению межнациональных, межгосударственных экономических, культурных и духовных отношений в регионе.

Действительно, всемирное развитие, жизнь человечества непосредственно связаны с транспортной сферой. С расширением транспортной логистики развиваются экономика, сотрудничество, укрепляются узы дружбы между народами. 

Современная транспортная сфера требует новых подходов, реализации инновационных проектов. Поэтому в регионе этой сфере уделяется особое внимание, выдвигаются новые идеи и инициативы по ее совершенствованию.

В частности, Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на пятой Консультационной встрече глав государств в Душанбе, касаясь вопросов транспортной взаимосвязанности, отметил, что с учетом географической удаленности от основных внешних рынков доля затрат на транспортировку грузов в наших странах составляет около 50 процентов от конечной стоимости товаров. В то же время среднемировой показатель не превышает  11 процентов. В результате экономики стран ЦА вынуждены нести транспортную нагрузку в два-три раза больше, чем в развитых государствах. 

Исходя из этого, глава нашего государства предложил в рамках встреч отраслевых министров разработать Соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии, сформировать конкретные механизмы продвижения эффективных транспортных коридоров для выхода на рынки Китая, стран Южной Азии и Ближнего Востока, Евросоюза с применением сквозных тарифов, выгодных для бизнеса. Также предложено подготовить Программу мер по либерализации рынка транспортных услуг, оптимизации разрешительных процедур и рассмотреть вопросы создания интегрированной цифровой платформы международных перевозок. 

Регион Центральной Азии -большой потребительский и производственный рынок. Дальнейшее его развитие и расширение зависит от реализации вышеназванных инициатив.

За первую половину этого года объем грузоперевозок Узбекистана со странами региона составил 23,3 млн тонн, что на 22,9 процента больше, чем за тот же период 2022-го. Показатели свидетельствуют о результативности взаимодействия в транспортно-логистической и транзитной сфере на всех уровнях.

Сегодня в следствие политических событий, происходящих на международной арене, резко меняются международные логистические направления. Развитие транспортной инфраструктуры ЦА играет стабилизирующую роль на обширном пространстве Евразии, выступает не только в качестве транзитного коридора, но и в роли производствено-логистического хаба, связывающего Север — Юг и Восток — Запад.

Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index (LPI)) — это рейтинговый индекс для сравнительного анализа эффективности логистических систем стран мира. Публикуется Всемирным банком раз в два года. В отчете конкурентоспособность измеряется с помощью шести компонентов, которые и определяют индекс эффективности логистики. Оцениваются около 160 стран. И оценка варьируется между 1 и 5 баллов. Индекс основан на опросе.

В индексе логистики 2023 года Узбекистан поднялся на 11 позиций и занял 88-е место. Казахстан спустился на восемь позиций и занял 79-е место. Таджикистан, улучшив свои результаты на 37 позиций, оказался на 97-м месте. Кыргызстан спустился на 15 позиций и занял 123-е место. Показатели требуют дальнейшего усиления действий в этом направлении.

В целях развития транспортной инфраструктуры Центральной Азии по инициативе Узбекистана планируется реализация двух проектов – строительство железнодорожных линий Китай — Кыргызстан — Узбекистан и Узбекистан — Афганистан — Пакистан.

За шесть месяцев этого года число грузовых поездов, курсировавших между Китаем и европейскими странами, составило 8641, что на 16 процентов больше, чем за тот же период 2022-го. В том числе грузовыми поездами по маршруту Китай — Европа перевезено 936 тысяч контейнеров (рост на 30 процентов).

Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан позволит направить определенную часть грузовых потоков Китай — Европа через Центральную Азию, в том числе через Узбекистан, и значительно сократить транспортные расходы на экспортно-импортные грузоперевозки. 

На состоявшемся 15-16 сентября 2022 года в Самарканде саммите ШОС был подписан трехсторонний меморандум о сотрудничестве по проекту строительства данной железной дороги соответствующими ведомствами Узбекистана, Кыргызстана и Китая. Кроме того, Центром изучения проблем развития транспорта и логистики при Министерстве транспорта Республики Узбекистан проведены исследования по формированию мультимодального транспортного коридора Китай — Казахстан — Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция. В рамках планируемого в ноябре этого года форума ШОС ожидается создание рабочей группы по развитию этого коридора и подписание дорожной карты.  

А строительство железнодорожной линии Узбекистан — Афганистан — Пакистан способствует прежде всего улучшению политической ситуации в соседнем Афганистане и выходу стран региона через пакистанские порты к Индийскому океану. По данному вопросу в июле этого года в городе Исламабаде (Пакистан) прошли трехсторонние переговоры. 

Словом, центральноазиатские государства активно взаимодействуют во имя устойчивого развития региона и на этом фоне уделяют приоритетное внимание вопросам транспортной логистики. Ибо бенефициарами принимаемых мер по развитию международных транспортных коридоров, совершенствованию системы логистики, эффективному использованию транспортного и транзитного потенциала региона станут все страны Центральной Азии.

Махмуджон Тохиров.

Ведущий специалист Центра изучения проблем

развития транспорта и логистики

при Министерстве транспорта Республики Узбекистан.

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий