Узбекистан — светское государство

 Прошедший 30 апреля всенародный референдум по обновленной Конституции продемонстрировал приверженность нашей страны идеалам демократии, свободы и равенства, социальной справедливости и солидарности. Эти общепринятые демократические ценности раскрываются в статье 1 обновленной Конституции.

В частности, в ней отмечается, что Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.

Одним из важных компонентов такого государства является его светский характер. В этом смысле уже в преамбуле Основного закона четко определено, что единый народ Узбекистана ставит своей целью обеспечение достойной жизни граждан, межнационального и межконфессионального согласия, благополучия и процветания многонационального родного Узбекистана.

Законодательные основы

Президент Шавкат Мирзиёев в мае в своем выступлении перед парламентом, представителями политических партий и общественности по итогам референдума, отмечая, что Узбекистан — светское государство, однозначно заявил, что так будет и впредь.

Это не просто декларативное заявление. Признаки светского государства нашли свое отражение в Конституции Республики Узбекистан. В соответствии со статьей 35 свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Здесь же определено о недопустимости принудительного насаждения религиозных взглядов.

Cогласно статье 75 Основного закона, религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. В ней также определено, что государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и гарантирует свободу их деятельности в установленном законом порядке. Такой подход полностью соотносится со статьей 1 Всеобщей декларации прав человека, в которой сказано, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

В более развернутой форме статья нашла отражение в ратифицированном Республикой Узбекистан Международном пакте о гражданских и политических правах. 

В статье 18 закреплено, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Важным пунктом этой статьи является то, что свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. Таким образом, оба этих универсальных документа, провозглашая право каждого на свободу мысли, совести, религии или убеждений, призывают содействовать достижению целей всеобщего мира, социальной справедливости и дружбы между народами, ликвидации идеологии и практики колониализма и расовой дискриминации.

Эти призывы к человечеству нашли более детальное отражение в резолюции 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года, принявшей Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Документ призывает государства к ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Именно в этой связи в ней отмечается, что «нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод.

Основные идеи декларации отражены в статье 7  новой редакции Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», в которой определено, что государство способствует установлению взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими разные религии и не исповедующими их, между религиозными организациями разных вероисповеданий, не допускает религиозного фундаментализма и экстремизма, действий, направленных на противопоставление и обострение отношений, разжигание вражды между конфессиями.

Республика Узбекистан, неуклонно следуя указанным выше универсальным идеям прав и свобод человека в сфере свободы совести и религиозного вероисповедания, за годы независимости заложила прочный фундамент прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе. В Узбекистане зарегистрированы и успешно действуют около трех тысяч религиозных организаций и 16 религиозных конфессий.

Однако происходящие в мире общественно-политические и социальные катаклизмы, трансформация международных и региональных отношений, усиление экономических, политических, национальных, религиозных и других противоречий ставили во главу угла разработки и проведение реформ, позволяющих Узбекистану, во-первых, сохранить и обезопасить национальный суверенитет, во-вторых, стать полноправным субъектом мирового интеграционного процесса, и, в-третьих, разработать комплекс мер, направленных на предупреждение угроз и вызовов, вызванных  процессами глобализации. Эти реформы нашли отражение в Указе Президента «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». В соответствии с этим документом укрепление гражданского, межнационального, межконфес­сионального мира и согласия признано приоритетным направлением в сфере обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности.

Реализация реформ предполагает совершенствование законодательных основ межконфессионального согласия. Именно поэтому в 2021 году в новой редакции был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях».

Документ определяет основные приоритеты обеспечения свободы совести в стране. При этом государство само создает равные условия для реализации гражданами своих прав на свободу совести независимо от их отношения к религии, не допуская принудительного насаждения религиозных взглядов. Здесь важно отметить, что обеспечение свободы совести реализуется в контексте сохранения в нашей стране светского государственного устройства.

Социальная норма гражданского общества

Важными составляющими светского государства являются обеспечение межнационального согласия и толерантности, уважительного отношения к языкам, обычаям и традициям более 130 наций и народностей, проживающих в республике, так как обычаи и традиции каждого народа тесно связаны с их вероисповеданием.

В этой связи указом Президента в ноябре 2019 года была утверждена Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений.

В соответствии с указом совершенствование механизмов взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, создание условий для эффективной реализации государственной политики межнациональных отношений, обеспечение равноправия граждан, недопущение ущемления их конституционных прав и свобод признаны основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере межнациональных отношений.

Одной из целей концепции определено обеспечение одинаковых прав и свобод граждан, их равенства перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Взаимное уважение культурных, языковых и религиозных ценностей, традиций и обычаев наций и народностей является одним из ее значимых принципов.

В документе межнациональная толерантность определяется как социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в терпимости к не противоречащим общечеловеческим ценностям и взглядам, верованиям, обычаям, традициям и культуре представителей других наций и народностей.

Светское государство осуществляет духовно-просветительскую деятельность. Только лишь духовно богатый и просвещенный народ способен уважительно относиться к другим народам, противостоять чуждым его природе идеям.

В преамбуле обновленной Конституции говорится о более чем трехтысячелетнем историческом опыте развития государственности, а также научном, культурном и духовном наследии великих предков, внесших бесценный вклад в мировую цивилизацию. Наша духовность имеет глубокую историю, и мировое сообщество признает и уважительно относится к культурно-духовному наследию нашей страны.

Инициативы, поддержанные мировым сообществом

За последние годы на фоне процессов глобализации заметно активизировались идеологические концепции, носящие разрушительный характер. В этом ключе у нас в республике приняты последовательные меры, сфокусированные на формировании у граждан страны, особенно у молодежи, идеологического иммунитета, способного противостоять вызовам и угрозам путем осуществления широкой духовно-просветительской деятельности, призванной защитить граждан от проникновения чуждых идей.

Одним из таких документов явилось постановление Президента «О поднятии на новый уровень повышения эффективности духовно-просветитель­ской работы и развития сферы». В нем говорится о необходимости проведения эффективной идеологической борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом, сепаратизмом, наркобизнесом и другими угрозами.

В рамках реализации идеи «От национального возрождения — к национальному прогрессу» в 2021 году принято постановление главы государства «О мерах по коренному совершенствованию системы духовно-просветительской работы».

В соответствии с ним воспитание у населения, особенно молодежи, уважения к исламской религии, другим конфессиям и их философии, проведение духовно-просветительских мероприятий по дальнейшему укреплению в обществе атмо­сферы межнационального согласия и взаимного уважения являются приоритетными направлениями совершенствования системы духовно-просветительской работы.

Учитывая усилившиеся тенденции распространения в мире религиозного экстремизма, терроризма и сепаратизма, которые разрушают духовные основы любого общества, были приняты упреждающие меры, нашедшие отражение в Законе Республики Узбекистан «О противодействии экстремизму».

Экстремизм определяется как выражение крайних форм действий, направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки, насильственное изменение конституционного строя, захват власти и присвоение ее полномочий, возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды.

Однако, как показывает практика и опыт стран, необходим не только комплекс законодательных, но и политико-правовых и социально-экономических мер, которые в совокупности создадут условия для предупреждения проникновения идей религиозного экстремизма, а значит, и терроризма.

С учетом этого в 2021 году указом Президента утверждена Национальная стратегия Республики Узбекистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2021—2026 годы.

В соответствии с настоящим документом предупреждение распространения среди несовершеннолетних и молодежи идей экстремизма и терроризма, защита прав женщин и усиление их роли в противодействии экстремизму и терроризму, а также широкое привлечение институтов гражданского общества и средств массовой информации к противодействию экстремизму и терроризму определены приоритетными направлениями стратегии.

В контексте прав граждан на свободу совести и вероисповедания особо подчеркиваются принципы и основные направления государственной политики в сфере защиты прав и интересов человека.

Президент Шавкат Мирзиёев, выступая в 2017 году на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, предложил принять специальную Резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность», основная цель которой — способствовать обеспечению всеобщего доступа к образованию, ликвидации безграмотности и невежества. Узбекистан инициировал разработку Конвенции ООН о правах молодежи. Как подчеркнул глава государства, она будет содействовать утверждению толерантности и взаимного уважения, обеспечению религиозной свободы, защите прав верующих, недопущению их дискриминации. Мировое сообщество единодушно поддержало данную ини­циативу. 

В мае этого года на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи Президент вновь призвал государства — члены ООН действовать более сплоченно в борьбе с международным терроризмом.

Была отмечена недопустимость религиозной нетерпимости и исламофобии, которые в последнее время наблюдаются в некоторых странах. В этой связи в целях продвижения в мире идей межрелигиозной толерантности и согласия он предложил создать в Узбекистане под эгидой ЮНЕСКО Международный центр межрелигиозного диалога и толерантности. В этом направлении республика уже несколько десятилетий последовательно развивает сотрудничество с уставными органами и договорными комитетами ООН по вопросам религии и свободы убеждений.

Важным документом с точки зрения углубления политики противостояния современным вызовам и угрозам, подрывающим основы светского государства, стал Указ Президента «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы».

Документ предусматривает реализацию Концепции «Новый Узбекистан — просвещенное общество». Защита молодежи от действий, приводящих к подрыву нравственных устоев, идей терроризма и религиозного экстремизма, сепаратизма, фундаментализма, насилия и жестокости, создание дополнительных благоприятных условий для молодежи разных национальностей, формирование осознания ею чувства гражданского долга, усиление патриотизма, повышение культуры межнационального общения, основанного на толерантности, обозначены одними из главных целей.   

Узбекистан под руководством Президента, реализуя политику приоритета прав и свобод человека, последовательно осуществляет жизнеутверждающую идею строительства подлинно народного государства. Это означает, что осуществляемые политико-правовые и социально-экономические реформы проводятся с учетом интересов всех наций и народностей. Создание достойных условий жизни для граждан сводятся не только к материальной составляющей. Очень важен духовно-нравственный рост населения, особенно молодежи. В этом отношении большое практическое значение имеет формирование условий для доступа граждан к мировому культурному наследию.

Познав богатую палитру мирового культурного наследия, а также позитивный опыт прошлых поколений, мы сможем правильно определить ориентиры развития. Всего этого можно достичь только в условиях светского характера государственного устройства.

Шухрат Бафаев,

председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным организациям
и органам самоуправления граждан.

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий