Современное состояние и перспективы развития узбекско–китайских отношений всестороннего стратегического партнерства
Сегодня одним из ключевых стратегических партнеров Узбекистана является Китай, многоплановое сотрудничество с которым вносит важный вклад в продвижение осуществляемых у нас в стране реформ, модернизацию экономики и повышение благосостояния населения. Политический диалог и взаимодействие с КНР на международной арене стало одним из приоритетов внешней политики и внешнеэкономической деятельности республики.
Узбекистан и Китай непрерывно укрепляют политическое взаимодоверие и развивают двусторонние отношения на основе равенства, взаимного уважения и учета интересов.
Важную роль в этом играет развитая договорно-правовая база взаимоотношений. Между двумя странами более чем за 30 лет после установления дипотношений заключено 113 соглашений межгосударственного и межправительственного характера, включая подписанный в сентябре 2013 году Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой.
Установленные в июне 2012 года отношения стратегического партнёрства между нашими странами были подняты в сентябре 2022 года на уровень «всестороннего стратегического партнёрства в новую эпоху», что отражает взаимное стремление сторон к наполнению двустороннего взаимодействия новым содержанием в соответствии с требованием времени.
Динамичное продвижение стратегического партнерства обеспечивает регулярный диалог на высшем уровне. Только за 2016-2023 годы состоялись свыше 10 встреч и телефонных переговоров лидеров двух стран. Наполнению двустороннего партнерства важным практическим содержанием способствовали, прежде всего, состоявшиеся за эти годы обмены визитами Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Китай и Председателя КНР Си Цзиньпина в нашу страну.
Политический диалог и практическое взаимодействие между странами также усиливается активным межпарламентским обменом, регулярными заседаниями Межправительственного комитета по сотрудничеству и межмидовскими политическими консультациями.
Узбекистан и Китай разделяют схожие позиции по важным вопросам международной и региональной повестки, поддерживают тесные связи и взаимодействие в рамках ООН, ШОС и на других многосторонних площадках. Республика Узбекистан и КНР оказали взаимную поддержку кандидатур в Совет ООН по правам человека на 2021-2023 годы. В рамках ООН Пекин поддержал инициированные Президентом Узбекистана резолюции по вопросам обеспечения международного сотрудничества для устойчивого развития в Центральноазиатском регионе, просвещения и религиозной толерантности, развития туризма в Центральной Азии, объявления Приаралья зоной экологических инноваций и технологий, роли парламентов в достижении Целей устойчивого развития и другие.
Перспективным направлением международного взаимодействия становится формат взаимоотношений стран Центральной Азии с Китаем, который в последние годы был выведен на уровень глав государств. Успешное проведение в мае 2023 года в г.Сиане саммита лидеров стран региона и КНР придало новый импульс как региональному сотрудничеству, так и продвижению важных совместных проектов Узбекистана с Китаем.
Свидетельством высокого уровня стратегического партнерства стало также активное взаимодействие двух стран в продвижении китайской инициативы «Один пояс, один путь». Узбекистан в числе первых поддержал этот мегапроект, направленный на укрепление международной транспортной взаимосвязанности, развитие широкого торгового, инвестиционного и гуманитарного обмена. В 2017 и 2019 годы Президент Шавкат Мирзиёев принял участие в двух первых форумах международного сотрудничества «Один пояс, один путь», выступив с важными инициативами по совместному выстраиванию Экономического пояса Шелкового пути.
В настоящее время между Узбекистаном и КНР налажено диверсифицированное экономическое взаимодействие. Объем взаимной торговли составил 8,9 миллиарда долларов. Китай уже многие годы является одним из крупнейших торговых партнеров Узбекистана, на его долю приходится 18% внешней торговли республики.
Совместные инвестиционные проекты охватывают нефтегазовую, текстильную, телекоммуникационную, сельскохозяйственную, фармацевтическую отрасли, сферы химической промышленности и стройматериалов. При этом с продвижением экономических реформ в нашей стране расширился перечень потенциальных направлений сотрудничества.
В 2017-2022 гг. общий объём освоенных китайских инвестиций составил 10,9 миллиарда долларов. В 2008-2022 годы для реализации 51 проекта привлечены 246,3 миллиона долларов. грантовых средств Правительства КНР.
В ходе проведенных 18-19 мая в г.Сиане узбекско-китайского бизнес форума и ярмарки подписаны 210 инвестиционные соглашения и торговые контракты на общую сумму 26,5 миллиарда долларов. С 2017 года китайский конгломерат Jinsheng Group инвестировал в текстильную фабрику в Узбекистане, 95% продукции которой экспортируется за рубеж. Компания Xin Zhong Yuan Ceramics запустила линию по производству керамики стоимостью 150 миллионов долларов в Узбекистане.
Успешно осуществляются совместные стратегические проекты такие, как газопровод «Китай — Центральная Азия», Кунградский содовый завод и Дехканабадский завод калийных удобрений, модернизация Ангренской тепловой электростанции и другие. Расширяется индустриальный парк с китайскими инвестициями Peng Sheng на базе филиала свободной экономической зоны «Джизак» в Сырдарьинской области, в котором сосредоточены самые крупные в Узбекистане инвестиционные проекты частного китайского капитала в несырьевой сфере.
Так, в данном парке китайской компанией «ZTE» построена первая линия по выпуску смартфонов в Центральной Азии, а также СП Peng Sheng и Алмалыкским горно-металлургический комбинатом открыт завод AWP, который выпускает в год около 2 миллиона вентилей и смесителей на основе отечественного сырья.
Курс Узбекистана на подъем промышленного и сельскохозяйственного производства, переход к зеленой экономике, цифровому и инновационному развитию, а также достигнутый прогресс в региональной политике и внешнеэкономической дипломатии открыли новые возможности для расширения направлений узбекско – китайского сотрудничества.
Во-первых, сегодня Китай является важным партнером для Узбекистана в развития зеленой экономики, в т.ч. развития альтернативных источников генерации и закупки в этих целях современного оборудования.
В июне текущего года с китайской компанией China Energy достигнута договоренность о строительстве солнечных фотоэлектрических станций (ФЭС) общей мощностью 1 ГВт в Кашкадарьинской и Бухарской областях.
В Навоийской области компанией Masdar (ОАЭ) реализуется проект по строительству ветропарка, где будут установлены 111 ветряных турбин. Первый ветрогенератор мощностью 4,7 МВт. установлен от китайской компании Goldwind. Реализуется соглашение о сотрудничестве с консорциумом китайских компаний Huaneng renewables Corporation и Poly Technologies по строительству солнечных фотоэлектрических станций общей мощностью 2000 МВт в Джизакской и Ташкентской областях.
С китайским IT-гигантом Huawei ведутся переговоры о возможности локализации производства оборудования для солнечных станций. По словам директора Huawei в Узбекистане Чэнь Цзякая, компания уже имеет опыт реализации и участия в проектах по внедрению технологии фотовольтаники и накопления энергии для крупных электростанций производственного назначения коммерческого и промышленного секторов, а также бытовых солнечных электростанций на территории Узбекистана.
Во-вторых, традиционным и перспективным направлением взаимодействия остается сфера транспорта и логистики. Китайская инициатива «Пояс и путь», стимулирующая развитие транспортной и другой инфраструктуры, предоставила хорошие возможности диверсификации транспортной сети и выхода на новые экспортные рынки.
В 2016 году в ходе визита в Узбекистан Председателя КНР Си Цзиньпина был пущен в эксплуатацию совместно построенный 19-километровый тоннель на железной дороге Ангрен-Пап, соединившей центральные районы страны с Ферганской долиной. Активизируются мультимодальные грузоперевозки через автомагистраль Ташкент–Андижан–Ош–Иркештам–Кашгар. В настоящее время на трехсторонней основе ведется работа по проекту строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Реализация данного проекта окажет позитивное влияние на экономическое развитие республики, станет важным звеном в формировании Экономического коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия – одного из ключевых коридоров «Пояса и пути».
В-третьих, важным направлением двустороннего взаимодействия становится обмен опытом социально-экономического развития. В своем выступлении в мае текущего года на саммите лидеров Центральной Азии и Китая в г.Сиане Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил активное использование передового китайского опыта в решении центральной задачи повышения уровня жизни населения и эффективности борьбы с бедностью.
Эксперты отмечают, что более чем за 40 лет проведения в Китае политики реформ и открытости, свыше 800 миллионов человек были выведены из бедности, а ее общий уровень снизился с 97,5% в 1978 году до 0,6% к концу 2019 года. Достижения КНР в этой сфере обеспечили 70% достигнутого глобального снижения бедности.
Сегодня в Узбекистане придается приоритетное значение принятию эффективных и действенных мер по выведению этой работы на новый уровень. В этой связи с 2020 года в стране были разработаны, в том числе с учетом китайского опыта, и реализованы системные меры по улучшению социально-экономического положения населения, в результате которых только по итогам 2022 года выведены из бедности 1 миллион человек. Обязательство государства по сокращению бедности закреплено в обновлённой Конституции, принятой по итогам референдума в апреле текущего года.
В настоящее время на основе китайского опыта по сокращению бедности в сельской и экологически неблагоприятных местностях, в одном из районов каждой области Узбекистана планируется реализация отдельной программы по борьбе с бедностью. При участии китайских экспертов уже подготовлено 18 адресных социально-экономических проектов, призванных обеспечить снижение бедности в 14 районах Узбекистана.
Как отмечал Председатель КНР Си Цзиньпин в своей статье к визиту в Узбекистан в сентябре 2022 года, «двухтысячелетняя история дружественных обменов и 30-летняя практика взаимовыгодного сотрудничества показывают, что укрепление всестороннего сотрудничества отвечает веяниям времени и коренным интересам двух стран и народов. Стоя на перекрёстке прошлого и будущего, мы полны ожиданий и уверенности в будущем китайско-узбекских отношений».
В целом, политико-дипломатическое взаимодействие, торгово-экономические и инвестиционные связи между двумя государствами приобрели динамичный характер. Узбекистан и Китай рассматривают друг друга как надежных партнеров, заинтересованы в укреплении всеобъемлющего стратегического партнерства и вывода взаимовыгодного сотрудничества на новый уровень на благо народов наших стран.
Зилола Юнусова,
начальник отдела Информационно-аналитического центра международных отношений при МИД Республики Узбекистан