Роль парламента в осуществлении Конституционной реформы в Узбекистане
Принятая 30 апреля 2023 года на основе всенародного референдума Конституция Республики Узбекистан в новой редакции, положила начало новому этапу развития Нового Узбекистана. Это историческое событие еще раз подтвердило приверженность граждан страны правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, идеалам демократии, свободы, равенства и социальной справедливости.
Говоря о проведенной в нашей стране Конституционной реформе, особо следует отметить, что Конституция Республики Узбекистан принятая еще в 1992 году внесла существенный вклад в становление в Узбекистане национальной государственности, укрепление суверенитета, верховенство закона, прав и свобод человека, межнациональное согласие, а также формирование независимой внешней миролюбивой политики.
Между тем, на определенных этапах исторического развития наступают такие переломные моменты, когда объективные законы развития общества диктуют необходимость разработки новых концепций государственного и общественного строительства. Именно поэтому все более углубляющиеся в мире процессы глобализации способствовали позитивному формированию нового общественно-политического формата межгосударственных отношений и вместе с тем усилили дефицит доверия и взаимопонимания, увеличили степень противостояний и конфликтов, породивших многочисленные вызовы стабильности и безопасности. Именно в такой ситуации возникла потребность выработки и реализации кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого и опережающего развития Республики Узбекистан.
От Стратегии действий – к Стратегии развития Нового Узбекистана
Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года явился первым стратегическим документом, заложившим основу глубоких политико-правовых и социально-экономических трансформаций в Узбекистане. Реализация настоящего документа осуществлялась в соответствии с принципом «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».
Следует подчеркнуть, что в контексте Стратегии действий в период с 2017 по 2021 год реализованные в Узбекистане реформы по совершенствованию системы государственного и общественного строительства, обеспечению верховенства закона, прав и свобод человека, либерализации экономики, защите частной собственности, развитию социальной сферы, а также обеспечение открытости и подотчетности государственных органов создали прочную основу для строительства Нового Узбекистана.
В этой связи Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев выступая 6 ноября 2021 года на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по случаю вступления в должность Президента Республики Узбекистан в своей инаугурационной речи говоря о том, что Стратегия развития Нового Узбекистан положит начало новому этапу нашего национального развития, особо подчеркнул, что отныне свою деятельность мы организуем на основе нового принципа: «человек – общество - государство». Именно этот принцип стал основным лейтмотивом Конституционной реформы в Республике Узбекистан.
Ровно через месяц, а именно 7 декабря 2021 года глава государства в своем праздничном поздравлении народу Узбекистана по случаю 29-летия принятия Конституции Республики Узбекистан выдвинул инициативы, которые стали базовой основой для обновления Конституции Республики Узбекистан.
Реализация указанного выше принципа рассматривалась через призму отражения в Основном законе обеспечения верховенства закона, прав и свобод человека, их гарантированности государством, основ института семьи, защиты прав молодежи, инвалидов и представителей старшего поколения, реализации справедливой социальной политики, формирование и развитие конкурентоспособной экономики, запрещение детского труда, защиты экологии, образования, в том числе высшего образования и науки, а также определения статуса институтов гражданского общества.
Граждане Узбекистана, институты гражданского общества, и в особенности политические партии поддержали проводимые в стране политико-правовые и социально-экономические реформы, нацеленные на строительство Нового Узбекистана.
Инициатор реформ – само общество
Поддержка политическими партиями инициативы главы государства о проведении в стране Конституционной реформы было обусловлено прежде всего тем, что эти реформы всецело отвечали целям и программным задачам политических партий. В этом ключе, следует отметить, что сегодня в Узбекистане в институциональном плане сложилась многопартийная система. Политические партии страны в процессе своей конкурентной борьбы четко заняв свою нишу в структуре общества, определились со своим электоратом. Поэтому в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, как высшем представительном органе страны сегодня представлены интересы практически всех социальных групп общества.
Так, представленные в Законодательной палате (нижняя палата) Олий Мажлиса Республики Узбекистан две из пяти парламентских фракций «Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП) и Демократической партии «Миллий тикланиш» (партия «Национального возрождения) выступили с инициативой проведения в стране Конституционной реформы. В виду того, что вопросы совершенствования Конституции Республики Узбекистан созвучны целям и задачам этих партий и их предвыборным программам, данный вопрос был рассмотрен на заседаниях обеих фракций. По их итогам фракции вынесли решения о внесении для рассмотрения Кенгашами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан инициативы о проведении Конституционной реформы. Парламентские фракции Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ), Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» («Справедливость») и «Экологической партии» Узбекистана поддержали эти инициативы.
Олий Мажлис —выразитель интересов и воли народа
20 мая 2022 года совместным Постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан была поддержана инициатива парламентских фракций о проведении в Узбекистане Конституционной реформы. Этим же постановлением утвержден состав Конституционной комиссии по формированию предложений и реализации организационных мер по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан. Совместным постановлением палат парламента утверждено Положение «О порядке учета, обобщения и подготовке ответов на поступающие предложения по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» и состав Конституционной комиссии состоящий из 47 человек в которую вошли члены парламента, председатели комитетов обеих палат парламента, представители всех парламентских фракций, академических кругов и институтов гражданского общества. Именно с этого времени парламент приступил к реализации конституционной реформы.
В целях своевременного получения предложений поступающих от граждан и организаций, их обобщению и анализу, а также установления обратной связи с гражданами страны, создана электронная платформа «Meningkonstitutsiyam.uz» (Мояконституция.uz), колл-центр1341 и ряд других цифровых площадок, позволявшие оперативно обрабатывать поступающие предложения.
В результате принятых мер примерно за месяц работы в Конституционную комиссию поступило 48 492 предложений от граждан и организаций. Первые итоги деятельности Конституционной комиссии 18 июня 2022 года были заслушаны на совместном заседании палат парламента и ей поручили ускорить разработку проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» и внесении проекта Конституционного закона в Законодательную палату. А уже 20 июня 2023 года Президент Республики Узбекистан в формате открытого диалога провел встречу с членами Конституционной комиссии.
Глава государства, говоря о деятельности Конституционной комиссии отметил, что необходимо глубоко и всесторонне изучать каждое предложение, поступающее в адрес Конституционной комиссии, установить прямой диалог с гражданами, чтобы они чувствовали свою сопричастность проводимой в стране Конституционной реформе.
На встрече Президент Республики Узбекистан еще раз подчеркивая важность проводимой Конституционной реформы, выдвинул несколько приоритетных направлений, которые, по его мнению, будут способствовать возвышению чести и достоинства человека. По сути, речь шла о создании истинно народной Конституции.
В частности, подчеркивая, что право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека Глава государства предложил внести в Конституцию положение, запрещающее в Узбекистане смертную казнь. Учитывая тот факт, что реализуемые в Узбекистане государственные программы в своей основе направлены на реализацию принципа «Никого не оставлять позади» он предложил закрепить в Конституции идею о том, что Узбекистан является социальным государством. Глава государства в контексте укрепления народовластия предложил отразить в Основном законе нормы регулирующие взаимоотношения между махаллей (общественный институт социального вспомоществования граждан) и государственными органами. Новшеством явилось и то, что Президент предложил ввести в Конституцию институт внесения законодательных предложений, что предоставит народу право инициировать законы. По мнению главы государства это позволит группе из не менее 100 тысяч граждан вносить свои законодательные предложения в Законодательную палату Олий Мажлиса.
И все же, ключевым на встрече с членами Конституционной комиссии явилось, то, что Президент Республики Узбекистана инициировал вынести проект Конституционного закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» на всенародное обсуждение и провести по нему референдум. Заметим, что в истории независимого Узбекистана это был первый референдум по Конституции Республики Узбекистан.
В целях координации деятельности между Информационно-аналитической группой Конституционной комиссии, фракциями политических партий Комитет по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам и Комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты были утверждены ответственными за прохождение проекта Конституционного закона в Законодательной палате.
В частности на основании заключения подготовленного этими комитетами постановлением Кенгаша Законодательной палаты от 22 июня 2022 года проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан», внесенный группой депутатов в порядке законодательной инициативы, был принят для рассмотрения Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
24 июня 2022 года на заседании Законодательной палаты проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» был принят в первом чтении и на основании Закона Республики Узбекистан «О всенародном обсуждении проектов законов» вынесен на всенародное обсуждение на период с 25 июня по 5 июля 2022 года. Документ был размещен на сайте «Meningkonstitutsiyam.uz» (Моя Конституция) и опубликован в центральных газетах страны, после чего в адрес Конституционной комиссии от граждан и организаций поступило около 60 тысяч предложений.
С учетом того, что проект Конституционного закона вызвал большой интерес у граждан Узбекистана, которые не только одобрили конституционные реформы, но главное давали конкретные предложения по отдельным главам и даже статьям, а также учитывая большой объем поступающих предложений, 4 июля 2022 года Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан принято постановление о продлении срока всенародного обсуждения проекта Конституционного закона до 15 июля 2022 года.
Впервые в ходе осуществляемой в Узбекистане конституционной реформы, проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» прошел лингвистическую, антикоррупционную, гендерную экспертизу. А Торгово-промышленная палата Узбекистана (ТПП) и Национальная Ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз) в качестве институтов гражданского общества в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об общественном контроле» провели общественную экспертизу проекта Конституционного закона.
И, наконец с учетом того, что в период всенародного обсуждения проекта Конституционного закона в адрес Конституционной комиссии поступило более 85 тысяч предложений, и продолжает поступать в том числе и от граждан Узбекистана проживающих или временно находящихся на территории других государств, 15 июля 2022 года очередным постановлением Кенгаша Законодательной палаты срок всенародного обсуждения продлен до 1 августа 2022 года.
Следует сказать о том, что за все время всенародного обсуждения проекта Конституционного закона в адрес Конституционной комиссии поступило более 160 тысяч предложений. Итоги всенародного обсуждения проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» рассмотрены на заседании Законодательной палаты и принято постановление о прекращении всенародного обсуждения проекта Конституционного закона. Вышеотмеченным Постановлением комитетам поручено продолжить рассматривать поступающие от граждан предложения, но уже в порядке Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц». В целом по проекту Конституционного закона в парламент Узбекистана поступило около 240 тысяч предложений от граждан и организаций.
По итогам поступивших предложений Конституция Республики Узбекистан обновилась на 65 процентов. В Основной закон внесены 27 новых статей, увеличив тем самым их число от 128 до 155. К действующим 275 нормам добавилось еще 159, доведя их количество до 434. Все эти новшества введены благодаря предложениям и рекомендациям граждан Узбекистана. Именно народ Узбекистана в полном смысле этого слова стал автором обновленной Конституции Республики Узбекистан.
Олий Мажлис Республики Узбекистан как высший представительный орган власти является непосредственным выразителем интересов и воли народа, а также его суверенитета. Если в законодательном плане законотворческая деятельность является одной из важных функций парламента, то в политическим плане, парламент в первую очередь в качестве демократического института призван путем обеспечения баланса интересов в обществе выполнять стабилизирующую функцию, посредством которого и достигается общенациональное согласие.
В завершении отметим, что наработанный в ходе Конституционной реформы опыт показал, что во-первых, Олий Мажлис Республики Узбекистан в процессе работы над проектом Конституции Республики Узбекистан учел практически мнения всех социальных групп общества, во-вторых, привлек граждан страны к законотворческой деятельности, в-третьих, установил конструктивный диалога с фракциями политических партий представленных в парламенте, что позволило учесть наибольшее количество предложений по проекту Конституционного закона, и в-четвертых во взаимодействии с институтами гражданского общества выработал конструктивные предложения по проекту Конституции Республики Узбекистан.
Шухрат Бафаев,
председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан