РОЛЬ ОБНОВЛЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССА РЕАЛЬНЫХ СОБСТВЕННИКОВ
Весь ход рыночных реформ, осуществляемых в Узбекистане с 2017 года, тесно связан с проблемой становления и развития класса реальных собственников, решение которой позволит насытить отечественный рынок необходимыми потребительскими товарами и услугами, создать новые рабочие места, производить продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках.
Последовательное и поэтапное институциональное строительство оказало благоприятное влияние на развитие предпринимательского сектора Узбекистана. За 2018-2022 годы количество действующих малых предприятий и микрофирм увеличилось почти в 2,3 раза и на 1 января 2023 года составило 523,6 тыс. единиц. Количество субъектов малого предпринимательства на 1000 человек населения выросло за данный период с 12,2 до 17,9 ед., а в городе Ташкент – 35,9 ед., Навоийской области – 24,8 ед., Сырдарьинской области – 23,0 ед., Джизакской области – 21,5 единиц.
Вместе с тем, опыт конституционного строительства в зарубежных странах, в том числе на пространстве СНГ свидетельствовал о целесообразности более полного закрепления в Основном Законе страны норм, гарантирующих права инвесторов и предпринимателей, как отечественных, так и зарубежных. Это обусловлено тем, что только реальный собственник и конкуренция в условиях гарантированного верховенства законов позволит обеспечить устойчивое развитие бизнеса, привлечение прямых иностранных инвестиций в реализацию приоритетных инвестиционных проектов, что позволит решить проблему занятости и роста доходов населения в стране.
Обновленная Конституция объединила все слои общества вокруг главной цели – построения Нового Узбекистана, особенно место в реализации которой, отводится предпринимательскому сектору.
В Основном законе в достаточной степени отражены гарантии со стороны государства по внедрению механизмов свободного рынка, обеспечению здоровой конкуренции, неприкосновенности частной собственности и защите предпринимательства.
В этой связи Конституция содержит нормы, прямо влияющие на формирование благоприятной бизнес среды в Узбекистане, в частности в области налогообложения. Так, в статью 63 внесено важное дополнение, что налоги и сборы должны быть справедливыми и не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Так, только за счет снижения с 1 января 2023 года ставки налога на добавленную стоимость с 15 до 12 % в распоряжении предпринимателей будет оставаться ориентировочно не менее 14 трлн. сум в год. Справедливые налоги позволят населению и предпринимателям Узбекистана инвестировать свои сбережения в инвестиционные проекты и получать высокие доходы.
Первостепенное значение для развития частного сектора имеет также административное давление на предпринимателей со стороны органов управления и контроля, препятствующее развитию рыночных отношений, сковывающее бизнес инициативы, ухудшающие конкурентную среду. Именно поэтому в статье 65 подчеркивается, что государство создает условия для развития рыночных отношений и добросовестной конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства.
Провозглашая конституционную поддержку обеспечению благоприятного делового и инвестиционного климата, законодатель тем самым предоставляет как субъектам предпринимательства, так и инвесторам государственные гарантии.
Мировая практика свидетельствует, что действующая система защиты прав потенциальных инвесторов определяет масштабы и эффективность процессов приватизации в стране, а также привлечения портфельных инвестиций в них. Спрос на акции приватизируемых предприятий при наличии эффективной системы защиты значительно возрастает, а следовательно, повышается их рыночная цена. Как следствие, вырастают доходы от приватизации, а предприятие получает средства на модернизацию технологических процессов и выпуск конкурентоспособной продукции.
Практика сохранения монополизма и высокой доли государственной собственности в ведущих отраслях экономики Узбекистана, нарушения прав иностранных и местных акционеров, действующая на протяжении длительного времени, оказали крайне негативное влияние на состояние промышленных предприятий. Отсутствие собственных средств для закупки оборудования снижало качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, а наличие государственных гарантий приводило к закупке устаревшего импортного оборудования по завышенным ценам и процветанию коррупции в сфере государственного менеджмента на отраслевом и территориальном уровнях. Это нашло отражение и в объемах иностранных инвестиций, привлеченных в национальную экономику, среднегодовой объем, которых до 2017 г. не превышал 1 млрд. долл. США.
Как свидетельствует практика зарубежных стран (США, Великобритания и др.) основным источником финансирования национальной экономики осуществляется главным образом за счет акционерного капитала и облигаций, а доля банковского финансирования имеет значительно меньший удельный вес.
В Узбекистане же активы банковского сектора в 130 раз превосходит долю акций, которые находятся в свободном обращении и составляют лишь 0,3% от ВВП страны, а объем капитализации рынка ценных бумаг не превышает 2 трлн. сум. Согласно программе развития рынка капитала в Узбекистане доля ценных бумаг в свободном обращении должна достигнуть не менее 5% ВВП, а капитализация рынка ценных бумаг в денежном выражении до 45 трлн. сум. Эта важнейшая задача будет решаться размещением ценных бумаг 15 крупнейших отечественных предприятий с государственной долей на международном рынке капитала.
Кроме того, к 2023 году в Узбекистане планируется приватизировать не менее 20 крупных государственных компаний. Увеличение объема портфельных инвестиций для крупных предприятий республики, позволит в большей степени удовлетворять потребности средних и малых предприятий республики в кредитных ресурсах и поддержать их на начальном этапе развития.
Аналогичная ситуация складывается и с конкуренцией. На сегодняшний день отмечаются случаи недобросовестной конкуренции на рынке Узбекистана, что в свою очередь, наносит ущерб не только производителям и потребителям, но и международному имиджу страны. Причем ассортимент контрафактной продукции не ограничен лишь товарами высокого потребления, его можно обнаружить также среди одежды известных марок, продуктов питания, детской смеси, лекарственных препоратов и программных обеспечений. Таким образом, в стране на уровне Основного закона обеспечивается всесторонняя поддержка развития предпринимательства, включая правовые механизмы защиты и привлечения к ответственности за монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Кроме того, в обновленной Конституции закреплена норма, согласно которой основу экономики Узбекистана составляет собственность в ее различных формах. В отличие от ранее действующей редакции Конституции гарантируется неприкосновенность частной собственности. Собственник не может быть лишен своего имущества, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и на основании решения суда. Таким образом, защитником собственности в Узбекистане становится только Конституция, закон и суд.
Внедрение общемировой практики в процедуру изъятия собственности для общественных нужд позволит перевести все возникающие проблемы в данной сфере в правовое поле, снять напряжение в обществе, обеспечить максимальную защищённость населения и бизнеса от произвола территориальных органов власти, а также получить справедливую компенсацию им всех понесенных затрат
В целях реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы, в качестве одного из основных направлений повышение роли частного сектора в обеспечении экономического роста, создания благоприятных условий для его развития во всех отраслях и сферах определено продолжение институционального и административного реформирования в сфере гарантирования неприкосновенности частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.
Так, с 1 сентября 2022 года отменены порядки, требования и ограничения, предусматривающие прямое либо косвенное ограничение права владения, пользования и распоряжения частной собственностью, которые препятствовали полному внедрению принципов рыночной экономики в имущественные отношения.
Министерством юстиции совместно привлеченными министерствами и ведомствами подготовлен и внесен в Кабинет Министров проект закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» в новой редакции, а также изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, предусматривающие установление ответственности за необоснованное списание денежных средств с банковских счетов субъектов предпринимательства, невозвращение по первому требованию субъекта предпринимательства излишне взысканных и излишне уплаченных денежных средств.
В статье 67 на конституционном уровне закреплено, что государство обеспечивает благоприятный инвестиционный и деловой климат в стране, гарантирует свободу предпринимательской деятельности, а также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств. Это создает предпосылки для выравнивания уровня развития депрессивных регионов и росту доходов населения в них.
В этой связи, в республике принимаются кардинальные меры по формированию равных условий для предпринимателей, путем внедрения новых механизмов регионального развития, исходя из имеющихся условий, потенциала и возможностей, а также совершенствования порядка предоставления государственной поддержки бизнеса и повышения ее эффективности.
Так, согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по разделению территорий республики на категории и внедрению дифференцированной системы поддержки предпринимательства» от 30 декабря 2022 года, 208 районов и городов Узбекистана были разделены районов и городов республики на 5 категорий, исходя из привлекательности бизнес среды и уровня развития предпринимательства в них. Для выравнивания территориального уровня развития предпринимателям будут дифференцированы налоговые ставки, а также выделяться субсидии, кредиты и компенсации.
Немаловажное значение здесь имеет тот факт, что гарантию бизнесу предоставляют с учетом приоритета прав потребителей, что позволит обеспечить насыщение местного рынка конкурентоспособной продукцией по доступным ценам.
Таким образом, с принятием новой редакции Основного закона созданы конституционные гарантии для дальнейшего обеспечения благоприятного делового и инвестиционного климата в Узбекистане, что послужит формированию класса реальных собственников, которые создадут прочную основу для построения Нового Узбекистана.
Дмитрий Тростянский, д.э.н.,
главный научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан