Объединяющая сила. Благодаря инициативам Президента Узбекистана, поддерживаемым соседями, центральноазиатская «пятерка» обретает статус самостоятельного субъекта мировой политики

 

Исследователи и политологи многих стран на протяжении десятилетий ломают голову в попытках вывести эффективную формулу региональной интеграции. Основная сложность объекта их изучения состоит в том, что политические и экономические реалии непрерывно трансформируются. В последние несколько лет из-за турбулентности геополитической обстановки эти процессы только ускорились. Значит, и копившийся годами багаж теоретических знаний, практического опыта ученых может в одночасье стать неактуальным, что обнулит результаты их труда.

Преуспевшим в этом направлении исследователем признан венгерский экономист Бела Балашша, который разработал теорию эволюционного развития интеграции от ее простых форм к более сложным. Плод его усилий до сих пор служит для ученых, в особенности изучающих структуру и формирование Европейского союза — крупнейшего инте­грационного объединения мира, — удобным инструментом для прогнозирования сценария процессов сближения между странами через упрощение порядка торговли, таможенных процедур, формирование общих рынков и ряд других механизмов.

Для Б. Балашши, как и для многих других исследователей в сфере международных отношений, на протяжении долгого периода главным объектом исследований являлся зарождающийся Евросоюз. Но в наше время, нет сомнений, что подобным феноменом, притягивающим внимание специалистов, стала Центральная Азия, процессы сближения в которой были запущены — здесь эксперты едины во мнении — благодаря усилиям Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Эти инициативы отразили исторические и современные реалии, а потому были поддержаны в остальных странах региональной «пятерки».

Возвращение на главные роли

Это сейчас, в 2023-м, кажется само собой разумеющимся, что в Таджики­стан наши сограждане запросто ездят на собственном авто либо на приграничных автобусах. Не хочется сидеть за рулем — полетел в Душанбе на самолете. Не стала сенсацией и новость, что для визита в Кыргызстан теперь не нужен загранпаспорт, достаточно внутренней ID-карты.

Создается обманчивое ощущение, что так было всегда. Отнюдь. Была во взаимоотношениях между соседями и черная полоса, когда вместо облегченного режима перехода границы в ходу были практически недоступные визы, а вместо мостов дружбы — минные поля. И даже попытки диалога по общим проблемам вызывали лишь раздражение и негатив.

Политическую ситуацию в Цен­тральной Азии взялся менять к лучшему Шавкат Мирзиёев. За главой Узбекистана за небольшой по историческим меркам срок закрепился статус ведущего реформатора в деле укрепления региональной стабильности и сотрудничества в Центральной Азии. По его инициативе запущена и успешно продолжается работа над устранением многолетних конфликтов, связанных с государственными границами, транспортными коридорами и водопользованием, что способствует развитию взаимовыгодных отношений между странами региона. В результате объем взаимной торговли значительно вырос, количество совместных предприятий увеличилось в разы. Это превратило Центральную Азию в ключевой центр экономического развития и транспортного сообщения между Востоком и Западом, Севером и Югом

Своеобразное подведение итогов совместной работы лидеры стран региональной «пятерки» провели во время юбилейной консультативной встречи в Душанбе. Понятно, что некоторые сложные моменты во взаимоотношениях между отдельными странами еще остаются. Однако даже их представители, собравшиеся за столом переговоров в столице Таджикистана, демонстрировали стремление к диалогу, сотрудничеству в интересах народов своих стран и региона в целом.

В повестке развития стран региона год от года появляется больше общих вопросов. Помимо этого, республики все чаще демонстрируют схожесть стратегических курсов. Как отмечает издание влиятельного объединения крупного бизнеса Финляндии «EastCham Finland», страны Центральной Азии объединяет стремление к реализации экономических реформ, направленных на диверсификацию экономики и дружелюбное отношение к предпринимателям, что не последним образом сказывается на инвестиционной привлекательности как каждой из них, так и в совокупности.

Только за последние годы объемы взаимных инвестиций стран региона увеличились почти в шесть раз, приток прямых иностранных вложений — на 45 процентов. Как отметил в своем выступлении на консультативной встрече Президент Узбекистана, совокупный валовой продукт республик региона увеличился на 40 процентов. Наблюдается устойчивый рост торговли между странами Центральной Азии. Так, товарооборот вырос более чем в 2,5 раза. Кроме того, почти удвоились показатели внутрирегионального туризма.

Очевидно, что экономика, безусловно, служит важнейшим барометром прогресса региона. В свое время примерами успешной интеграции стали Европейский союз, где несколько стран объ­единились в один мощный экономический блок, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, превратившаяся в один из эффективных центров промышленной кооперации. Созданные в рамках АСЕАН промышленные кластеры способствовали росту внутренней торговли, экономической стабильности, снижению барьеров для бизнеса, что повлекло за собой создание тысяч вакансий. Мы видим, как интеграция в рамках вышеназванных объединений поз­волила их участникам лучше конкурировать на мировых рынках.

Спрашивается: а чем мы хуже? Да ничем. Ранее Узбекистан наладил кооперацию по выпуску автомобилей, бытовой техники, текстиля и продуктов с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, а также Азербайджаном. А еще намерен развивать производство удобрений, полимеров, металлоизделий, сборку сельхозтехники, выпуск текстиля и другой продукции с экспортом в третьи страны. То есть процесс запущен. И тут важна его динамика, развитие.

В трудах упомянутого исследователя Белы Балашши формирование зон свободной торговли между странами названо в качестве базового этапа интеграционных процессов. Словно следуя зарекомендовавшей себя научной модели, с инициативой сформировать полноценную зону свободной торговли Центральной Азии выступил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. В ее рамках предполагается создать единую электронную платформу таможенного администрирования и сертификации товаров, а также запустить региональную площадку электронной торговли.

Кроме того, лидер Узбекистана поднимает другие насущные вопросы, решение которых поможет экономикам стран, бизнесу. Речь идет о затратах на доставку грузов, которые доходят до 50 процентов от конечной стоимости товаров, хотя среднемировой показатель — 11 процентов. Узбекская сторона предлагает в качестве панацеи разработать Соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии для выхода на рынки Китая, Южной Азии и Ближнего Востока, Евросоюза.

Эти и другие инициативы руководителя нашей страны вызывают резонанс в экспертном сообществе. Так, по мнению президента Парижской академии геополитики Али Растбина, совершенствование инфраструктуры послужит объединению усилий стран в целях транспортно-коммуникационной взаимосвязанности Центральной Азии, поспособствует углублению регионального сотрудничества.

— Инициативы Президента Шавката Мирзиёева пробуждают огромный региональный интерес, — отметил директор Международного института интеграции социально-гуманитарных исследований «Интеллект Орда», казахстанский академик Саттар Мажитов. — Акцент первого лица узбекского государства относительно нового содержания сотрудничества в Центральной Азии стал одним из главных лейтмотивов встречи глав государств в Душанбе.

Регулярные политические контакты, межпарламентские обмены, новые платформы для диалога и сотрудничества центральноазиатских стран стали реальностью последних лет, дают свои положительные плоды, считает эксперт. Главный из них — укрепление стабильности и единства в Центральной Азии. По сути, регион стал возвращать себе исторический статус центра транспортно-логистического хаба времен процветания Великого шелкового пути.

В статусе самостоятельного субъекта

Еще на исходе лета известный российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов отмечал, что регион последовательно обретает свой статус самостоятельного субъекта мировой политики.

Эксперт не был бы экспертом, если, основываясь на своих знаниях и опыте, не спрогнозировал дальнейший ход событий. Уже спустя буквально пару недель Центральная Азия с ее богатым историческим наследием и разнообразием культур окажется под светом софитов глобального сообщества и мировых держав благодаря инициативам Президента Узбекистана по интеграции «пятерки». Идеи, объединяющие для реализации целостного плана сотрудничества регион с совокупным почти 80-миллионным населением, предполагают совместные шаги и усилия в целях устойчивого развития. Кроме того, представленность в качестве единого субъекта на мировой арене добавляет Центральной Азии авторитета, существенно повышает ее геополитический вес.

Названные факторы стали одной из причин того, что крупные страны пересмотрели ранее действовавшие форматы контактов с регионом по формуле «5+1», избрав для него высший уровень представительства. К примеру, многосторонний диалог «США — Центральная Азия» впервые за восемь лет его существования прошел на уровне президентов, а не глав внешнеполитических ведомств, как раньше.

Руководители государств обменялись мнениями по актуальным вопросам внешней политики, улучшения региональной торговли, укрепления транспортных и энергетических связей, развития бизнес-климата, борьбы с экологическими вызовами, противодействия экстремизму, расширения гуманитарных связей. По сути, встреча стала поводом для личного знакомства Президента США Джо Байдена со своими коллегами из всех пяти стран Центральной Азии. Было заявлено, что Соединенные Штаты увеличат финансирование безопасности в регионе, создадут бизнес-платформу для стимулирования обмена между частным сектором и укрепления экономических связей, а также будут сотрудничать в области важнейших полезных ископаемых для обеспечения долгосрочной энергетической безопасности. Джо Байден сообщил, что очередная встреча глав государств в формате «5+1» пройдет в одной из стран «пятерки», что, по сути, является намерением совершить его первый визит в регион.

Издание «Geopolitic Futures», специализирующееся на эксперт­ном геополитическом прогнозировании, в публикации на своем портале подчеркивает существенное изменение отношения США к Центральной Азии.

При этом, как пишет издание, расположенный в самом сердце Евразии Узбекистан — единственная страна, имеющая обширную границу с каждой из четырех других в Центральной Азии. С 36 миллионами жителей она крупнейшая по населению в регионе, и ожидается, что в ближайшие годы оно будет расти еще быстрее.

По мнению аналитиков портала, Узбекистан как центр притяжения региона может служить платформой для расширения роли США в Центральной Азии. Таким образом, страна должна стать основным компонентом эффективной американской стратегии в Центральной Азии.

Спустя короткое время лидеров государств региона встречали уже в Берлине. Германия, не желая оставаться в стороне от наметившегося тренда, созвала первый саммит в формате «Центральная Азия — Германия».

Главы республик «пятерки» сначала встретились с Федеральным президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером, а после состоялась встреча с Федеральным канцлером Олафом Шольцем, на которой стороны обсудили перспективы сотрудничества.

Немецкие аналитики и медиа в дни проведения саммита говорили о том, что страны Центральной Азии, важные с геополитической точки зрения, активно развивают сотрудничество со странами мира. При этом звучали слова сожаления по поводу того, что Германия до недавнего времени не была активно вовлечена в партнерство с регионом.

Как отмечалось в публикации издания «World Economy», товарооборот между Узбекистаном — самой густонаселенной страной Центральной Азии — и Германией — самой богатой страной Европы — составляет всего несколько миллиардов евро, а до недавнего времени — скромные 500 миллионов.

«Это шутка над огромным потенциалом партнеров, — пишет СМИ. — В мае Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев побывал в Берлине и столько всего произошло! Соглашения на сумму более десяти миллиардов евро, свыше двухсот совместных предприятий, планы развития инновационных энергетических технологий, новые трансконтинентальные железнодорожные маршруты. Не говоря уже о туризме, культурном сотрудничестве и образовании».

Об особой роли узбекско-германских двусторонних отношений написала также немецкая газета «Heilbronner-Stimme».

«В результате реформ Президента Шавката Мирзиёева, основанных на гуманных принципах, страна стала демократичной во внутренней политике и открытой миру во внешней, — считает автор статьи Юрген Пауль. — Экономика Узбекистана растет быстрыми темпами: в 2022 году прибавила 5,7 процента. Согласно результатам недавнего исследования по выявлению инновационно активных стран, проведенного ООН, Узбекистан вошел в число хорошо развитых с точки зрения инновационного потенциала. И он стремится к дальнейшему расширению международных торгово-экономических связей».

Необходимо отметить, что, транслируя на всю Центральную Азию важность подобного курса на расширение политического, экономического, культурно-гуманитарного взаимодействия, Узбекистан воплощает его и в двусторонних форматах.

На недавних переговорах в рамках государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Доху, где состоялись переговоры с Эмиром Катара шейхом Тамимом бин Хамадом Аль Тани, была обозначена приверженность выводу взаимодействия двух стран на более высокий уровень стратегического партнерства.

Во время завершившегося на днях официального визита главы государства в Москву по итогам переговоров Шавката Мирзиёева и Владимира Путина принято Совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества.

«Ташкент становится ключевым партнером России в Центральной Азии», — отмечает Юрий Сигов в статье, опубликованной в газете «Московский комсомолец». В ней приводится анализ развития двусторонних отношений за послед­ние несколько лет, где выделено несколько принципиально важных аспектов, которые вселяют уверенность в том, что эти отношения будут и дальше поступательно укрепляться и развиваться. В их числе проведение Узбекистаном независимой внешней политики, потенциал двусторонних связей — особенно в сфере экономики, туризма, образования, региональный аспект двусторонних связей и другие.

По мнению автора, Узбекистан — крупнейшее государство по населению в Центральной Азии — играет своего рода роль объединяющей силы для всех своих соседей. Он при этом сохраняет очень сильную приверженность к проведению самостоятельной внешней политики.

«Узбекский тренд»

Важной вехой на пути к укреплению Узбекистана и всего региона в глобальных делах, своего рода квинтэссенцией прагматичного внешнеполитического курса последних лет стало выступление Президента Шавката Мирзиёева на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Руководитель нашей страны, как признавали многие аналитики, своей речью не только закрепил за собой реноме Президента-реформатора, но и заставил говорить о себе как о прагматичном стороннике сотрудничества во имя глобальных целей.

Подробно рассказав с главной мировой трибуны о Стратегии развития «Узбекистан-2030», глава нашего государства в своем выступлении вновь подчеркнул важность сотрудничества и стабильности в Центральной Азии. Прозвучало, что регион становится центром экономического развития и транспортным мостом, соединяющим разные части мира. Узбекистан готов продолжать работу над укреплением добрососедства, стабильности и сотрудничества в этом направлении.

Как написал международный обозреватель индийского издания «The Economic Times» Дипанджан Рой Чаудхури, и Президент Узбекистана в выступлении на Ген­ассамб­лее ООН подтвердил свою приверженность созданию свет­ского, демократического и социального государства, которое будет отвечать интересам человека.

При этом Президент откровенно поделился своими опасениями по поводу стоящих перед этой частью света угроз: внимание обращено на острую экологическую ситуацию в регионе, вызванную изменением климата, утратой биоразнообразия и загрязнением окружающей среды. Жизненно необходимо создать и поддерживать деятельность специальных механизмов и платформ для решения экологических проблем, причем делать это нужно совместными усилиями и путем диалога.

Не должна сходить с планетарной повестки судьба Афганистана. Президент Узбекистана и в этот раз заявил о важности усиления мер по предотвращению распространения экстремизма и радикализации среди молодежи. Нельзя забывать ни на минуту о ситуации в этой многострадальной стране. Прозвучал призыв к международному сообществу поддерживать Афганистан в период его трансформации. Людям там как воздух нужна гуманитарная помощь. Важно проявить солидарность в решении этих проблем, как и выработать конструктивную позицию по этой стране под эгидой Организации Объединенных Наций.

Выступление Президента Узбекистана на очередной сессии Ген­ассамблеи ООН было насыщено мощными инициативами — от решения проблем экологического характера и социальных вопросов до образования, гендерного равенства и религиозной терпимости, отметил профессор Института гуманитарных исследований при Университете Сан-Пабло Антонио Алонсо. Предложения лидера Узбекистана не ограничиваются по степени важности только региональным или национальным уровнем, а носят глобальный характер.

Исследователь Центральной Азии, характеризуя речь главы Узбекистана, использовал термин «узбекский тренд». Главные посылы выступления Президента Узбекистана являются логичным продолжением его инициатив, озвученных на международных площадках за последние несколько лет. Узбекский лидер регулярно обращает внимание международного сообщества на серьезные вызовы и угрозы человечеству и призывает к незамедлительным совместным действиям. Такая позиция говорит о глубоком понимании глобальных приоритетных задач и тенденций в современном мироустройстве, пояснил он.

По инициативе Президента Узбекистана Центральная Азия стала ареной активных реформ и укрепления сотрудничества. Предложения и активные действия Шавката Мирзиёева, направленные на уст­ранение существовавших застарелых конфликтов в регионе, способствуют развитию взаимовыгодных отношений между странами «пятерки», объединяя народы с богатым культурным наследием для устойчивого развития региона с почти 80-миллионным населением. Эти усилия придают Центральной Азии геополитический вес и привлекают внимание мировых держав, позволяя региону уверенно действовать на глобальной арене.

Уткир Рахмат.

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий