Современные международные проблемы и позиция Узбекистана

С обретением независимости Узбекистан получил возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику. В ее основу изначально были заложены такие общепринятые принципы, как приоритет национально-государственных интересов страны, норм международного права, невмешательство во внутренние дела других государств, решение всех спорных вопросов мирным путем.

Объективно, решение жизненно важных для Узбекистана внутри- и внешнеполитических задач проходило не только в сложных условиях переходного периода, но и непростой международной ситуации. На рубеже XX и XXI веков, вслед за окончанием "холодной войны" и распадом СССР, начался процесс формирования новой системы международных отношений. При этом, проявились общие интересы и глубинные противоречия, тенденции, как к сотрудничеству, так и соперничеству.

Современный мир стал более взаимозависимым и в то же время более уязвимым. Трагические события 11 сентября показали всю глубину драматизма и масштабы новых угроз и вызовов, с которыми столкнулось международное сообщество.

Республика Узбекистан с трибуны ООН и других авторитетных международных организаций неоднократно и заблаговременно призывала мировое сообщество к всеобъемлющей и наступательной борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, наркоагрессией, созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, к решению экологической катастрофы в Приаральском регионе.

Позиция Узбекистана в отношении указанных международных проблем заключается в следующем.

Первое. Одну из серьезных угроз для стабильного развития человечества представляет международный терроризм и экстремизм. В настоящее время активными темпами вырабатывается практический механизм международного сотрудничества по борьбе с терроризмом. Узбекистан, как активный член антитеррористической коалиции, разделяет интересы международного сообщества по укреплению региональной безопасности и стабильности и сотрудничает со многими странами мира в этой области.

Республика Узбекистан приветствует прогресс по разработке правовых документов в сфере борьбы с международным терроризмом. Однако, очевидно, что практических результатов в борьбе с терроризмом можно добиться только путем создания глобальной системы всестороннего сотрудничества в рамках ООН. Как отмечал Президент Узбекистана И.А.Каримов: "Сегодня всем должна быть ясна одна истина: естественно, что ни один человек, ни одно государство не могут остаться в стороне от борьбы во имя искоренения этого зла, угрожающего всему человечеству".

Исходя из этого, Узбекистан приветствует работу Контртеррористического комитета Совета Безопасности и всецело поддерживает его усилия по укреплению потенциала стран-членов ООН противостоять этому злу. Очевидно, что создание этого комитета является, в том числе, и результатом выдвинутой Президентом И.А. Каримовым инициативы о создании Международного центра по борьбе с терроризмом, озвученной на саммите ОБСЕ в Стамбуле еще в 1999 году.

Узбекская сторона также убеждена, что учрежденная в Ташкенте Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества является важным компонентом глобальной антитеррористической системы, открытой к взаимодействию с другими соответствующими структурами.

Серьезную угрозу стабильности во многих регионах мира несет экстремизм, во всех его проявлениях.

Пропаганда религиозного экстремизма представляет собой идеологическую подготовку к вовлечению в ряды организаций прямого террора. Не случайно, деятельность такой организации, как "Хизб-ут-Тахрир" нацелена, прежде всего, на подрастающее поколение.

В этой связи, Узбекистан возлагает большие надежды на ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие специализированные учреждения ООН. Возможной представляется разработка специальной программы ООН по осуществлению целенаправленной просветительской и образовательной работы среди молодежи в целях выработки у нее устойчивого иммунитета против экстремистской идеологии.

Второе. Серьезной угрозой остается оружие массового уничтожения, устремления террористических сил в получении доступа к нему.

В условиях глобализации, возрастающей взаимозависимости современного мира, широкого распространения и доступности технологий двойного назначения эта угроза приобрела транснациональный характер, затронув национальную безопасность многих государств и международную стабильность в целом.

Узбекистан выступает за неукоснительное соблюдение всеми государствами глобального режима ядерного нераспространения. Сегодня еще больше усиливается значимость инициативы Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Идея создания такой зоны полностью сообразуется с мероприятиями по обеспечению региональной безопасности.

Третье. Угрожающие масштабы в мире приобретает процесс потребления наркотиков, объем производства которых увеличивается в последние годы по нарастающей.

Наркомафия превратилась в глобальную силу с огромным экономическим потенциалом, финансовые возможности которой значительно превышают бюджеты многих стран мира.

Международной наркомафии выгодны нестабильные территории, новые очаги локальных конфликтов и перманентная политическая и социально-экономическая напряженность. Любая дестабилизированная страна - это "надежный рынок" для наркобизнеса и наркотрафика.

Несмотря на прекращение военного противостояния в Афганистане и начала процесса экономического восстановления страны, 80% героина потребляемого в Западной Европе поступает из Афганистана. Половина этих наркотиков поставляются в Европу через Центральную Азию.

Наркотики влекут за собой укрепление организованной преступности. Идея союза с наркоторгровлей становится привлекательной как для наиболее радикальных исламских экстремистких групп, так и для тех, кто нуждается в оружии.

Анализ мирового опыта в борьбе с наркоторговлей показывает, что только совместными усилиями, при финансовой поддержке международного сообщества стран-доноров, можно добиться значительных результатов в этой борьбе.

Несмотря на предпринимаемые усилия, нехватка достаточных ресурсов является одной из главных препятствий для борьбы с проблемой наркотиков. Международные организации продолжают тратить значительные средства на изучение проблемы наркотиков в Центральной Азии и мало помогают странам региона в практических действиях.

Государства Центральной Азии оказались перед лицом широкомасштабной агрессии международных наркосиндикатов. При этом, для защиты наркокоридоров они задействует разрушительную мощь международного терроризма. В этих условиях, необходимы скоординированные усилия, действенные международные программы под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности.

Реальным вкладом ООН могло бы быть учреждение в Ташкенте Регионального Центра по борьбе с трансграничной преступностью, инициатива о создании которого была выдвинута Президентом И.А.Каримовым во время визита Генерального секретаря ООН в Узбекистан в октябре 2002 года.

Четвертое. В Центральноазиатском регионе сложилась одна из опаснейших зон экологического бедствия. Как отмечал Президент Ислам Каримов: "Сложность ситуации не только в том, что она несет в себе аккумулятивный результат игнорирования этой проблемы на протяжении многих десятилетий, но и в том, что практически все сферы обитания и жизнедеятельности человека в регионе подвержены экологическому риску".

Острейшей экологической проблемой региона является проблема исчезновения Аральского моря. Еще не было случая, чтобы на глазах одного поколения гибло целое море.

Высыхание Аральского моря и вызванная этим процессом деградация природной среды в Приаральском регионе квалифицируются как экологическая катастрофа. Возникновение пыльных и солевых бурь, опустынивание земель обширных территорий не только Приаралья, но и значительно удаленных от моря, изменение климата и ландшафта - далеко не полный перечень последствия этой трагедии.

Отрицательное воздействие этого крупнейшего природного кризиса все больше распространяется далеко за пределы региона. Свыше 35 миллионов человек живут под прямым воздействием проблем, вызванных катастрофическим сокращением акватории Аральского моря. Очевидно, что усилий одних только государств Центральной Азии недостаточно для нормализации сложившейся обстановки.

В этой связи актуальное значение имеет выдвинутое на саммите тысячелетия Президентом Узбекистана И.А.Каримовым предложение о создании под эгидой ЮНЕП Совета по проблемам Арала и Приаралья. Этот орган мог бы координировать работу по привлечению финансовых средств, осуществлять практические меры по улучшению экологической обстановки в Центральной Азии.