В Узбекистане создан механизм искоренения коррупции

 Инициированные Президентом Шавкатом Мирзиёевым демократические преобразования открыли путь к обновлению и кардинальным изменениям во всех сферах жизни государства и общества. Масштабные реформы обусловливают также принятие большого количества нормативно-правовых актов, в том числе для регулирования новых отношений в разных сферах.

Так, анализ статистики Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан показывает, что за предыдущие четыре года (2018—2021 гг.) было принято на 19 019 больше актов законодательства по сравнению с предшествующим периодом (2013—2016 гг.).

Безусловно, фундаментальные изменения в стране и принимаемые в этих целях нормативно-правовые акты должны иметь высокое качество и обеспечивать верховенство права, исключать малейшую возможность для коррупционных проявлений.

Как показывают исследования и практика, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет важное значение для развития правотворчества. Данная мера выступает в качестве средства совершенствования законодательства, способствует выявлению пробелов и коллизий в законодательстве. Антикоррупционная экспертиза носит предупредительный характер и служит профилактике и предупреждению коррупции. Являясь обязательным инструментом для органов государственной власти, она способствует повышению качества разрабатываемых нормативных правовых актов на этапе их проектирования.

Несовершенство законодательства может явиться причиной возникновения коррупционных проявлений. Поэтому правоприменительная практика требовала принятия мер по повышению качества и эффективности системы выявления и устранения в актах законодательства норм, создающих условия для коррупции.

Главой государства в 2021 году было принято постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения антикоррупционной экс­пертизы нормативно-правовых актов и их проектов». Был утвержден план-график проведения антикоррупционной экс­пертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022—2026 годах с указанием, что в данный план включаются в первую очередь акты законодательства, регулирующие социально-экономические отношения с наиболее высоким уровнем коррупции, в том числе явившиеся причиной широкого обсуждения среди общественности.

Необходимость комплексного совершенствования системы противодействия коррупции обусловила разработку нормативно-правовых актов по принципу «законодательство без коррупции» в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы. Одним из результатов реализации данного принципа явилось принятие Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов». Ранее отношения в этой области регулировались на основании положений, утвержденных приказом Министерства юстиции. Это не обеспечивало достаточного эффекта при проведении антикоррупционной экспер­тизы.

Так, согласно официальным данным Министерства юстиции, в 2021 году было выявлено 482 коррупциогенных фактора из общего числа представленных на экспертизу проектов (14 092), тогда как в 2020 году количество выявленных коррупциогенных факторов составляло 283 из 16 862 проектов. Кроме того, в результате проведения антикоррупционной экспертизы 892 действующих нормативно-правовых актов в 224 случаях было выявлено более 660 коррупциогенных факторов.

Практика принятия отдельного закона в сфере регулирования антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов распространена в таких странах, какЮжная Корея, Словения, Литва, Латвия, Молдова и Грузия, известных своими успехами в сфере противодействия коррупции.

В качестве субъектов, полномочных проводить антикоррупционную экспертизу, указаны такие органы, как Агент­ство по противодействию коррупции, Министерство юстиции и его территориальные подразделения, юридические службы государственных органов и организаций, являющихся разработчиками проектов нормативно-правовых актов, государственные органы и организации, на которые возложено обеспечение исполнения соответствующих нормативно-правовых актов. В законе четко очерчен круг полномочий каждого субъекта, правомочного проводить антикоррупционную экспертизу.

Предусмотрено, что Агентство по противодействию коррупции проводит соответствующую экспертизу по собственной инициативе.

Закон примечателен тем, что им внедряется система производства антикоррупционной экспертизы актов законодательства и предупреждения коррупциогенных факторов. Так, устанавливается порядок, согласно которому антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов будет проводиться ежегодно в соответствии с планами работ государственными органами и организациями тех актов, исполнение которых на них возложено. В случае выявления коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах государственные органы и организации будут вносить в Агентство по про­тиводействию коррупции и органы юстиции предложения по их устранению.

В целях методического прояснения и обеспечения эффективности производства антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов законодатель предусматривает следующую классификацию видов коррупциогенных факторов:

— связанные с устойчивостью и правовым соответствием норм;

— связанные с полномочия­ми, правами и обязанностями;

— связанные с административными процедурами;

— связанные с контрольно-надзорной деятельностью.

К коррупциогенным факторам отнесены такие актуальные на сегодняшний день, как:

— отсутствие конкретных и прозрачных процедур расходования государственными органами и организациями средств Государственного бюджета и внебюджетных средств;

— сложность или неопределенность процедур исчисления и взимания налогов и сборов;

— отсутствие конкретных и прозрачных процедур по во­просам, связанным с осуществлением государственных закупок государственными предприятиями и юридическими лицами с долей государства в их уставном фонде (в уставном капитале) в размере 50 процентов и более;

— наличие норм, предоставляющих возможность уклонения от конкурсных (аукционных) процедур, предоставляющих права и льготы и устанавливающих административные процедуры;

— сложность методов реализации мероприятий и не­определенность источников их финансирования;

— отсутствие порядка проведения проверки и ревизии;

— отсутствие порядка обжалования и ряд других.

Важным аспектом закона является закрепление обязанности государственных органов по обеспечению осведомленности общественности о результатах антикоррупционной экспертизы, что накладывает ответственность на государственные органы по выявлению и устранению коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах.

Более того, закон предусматривает усиление общественного контроля за законодательством без коррупции путем наделения негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан и средств массовой информации правом проводить общественную экспертизу проектов нормативно-правовых актов и по итогам экспертизы представлять предложения и рекомендации по устранению коррупциогенных факторов. Предложения и рекомендации, представленные общественностью, будут подлежать обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и организациями.

Отличительной особенностью и прогрессивным шагом является повышение роли независимых и научных экспертов. В качестве таковых будут признаны представители научных и высших образовательных организаций и иные физические лица, включенные в Реестр экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. Заключение независимых и научных экспертов будет подлежать обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и организациями. Надо отметить, что впервые на законодательном уровне закреплено, что государственные органы и организации будут вправе привлекать данных экспертов на основании договора.

Закон принят, а это означает, что начинается серьезная и кропотливая работа по обеспечению концепции «Законодательство без коррупции». В свою очередь Агентством по противодействию коррупции совместно с Министерством юстиции будет оказана методическая помощь государственным органам и организациям при проведении ими антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. На Агентство по противодействию коррупции и органы юстиции возлагается также осуществление мониторинга за соблюдением требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов на всех этапах организации и проведения такой экспертизы.

Безусловно, для обеспечения соблюдения требований нового закона будут приняты меры по подготовке методического материала, комментариев, на системной основе предусматривается проведение тренингов для повышения квалификации и разработки навыков осуществления антикоррупционной экспертизы. Именно при таком подходе и во взаимодействии с научными, общественными кругами и усилением общественного контроля будут достигнуты цели и задачи принятого закона, который в первую очередь направлен на создание превентивного механизма предупреждения коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений, и чтобы законы работали на благо общества. На деле будут реализованы меры по превращению принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны.

Умида Тухташева,

заместитель директора

Агентства по противодействию коррупции доктор юридических наук, профессор.

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий