Шедевры Узбекистана, покорившие мир

В последние шесть лет в Узбекистане часто используется слово «впервые». Страна меняется на глазах, особенно это ощущается в градостроительстве, художественной культуре, в отношении к историческому наследию. Узбекистан открылся миру, и мир тоже распахивает свои двери инициативам, исходящим из нашей страны, которые стали реализовываться в самых разных областях.

Лувр — один из крупнейших музеев планеты, который посещает около десяти миллионов туристов в год. Он является достопримечательностью не только Франции, но и всего мира, так как в нем представлено искусство самых разных стран, эпох и культур. В его коллекции шедевры, произведения гениальных мастеров, которыми гордится весь мир. Лувр — это символ культурного многообразия, высоких духовных и эстетических ценностей, полета творческого гения, как и признания широкой международной общественностью высокого уровня культурных достижений. Было время, когда и представить было невозможно, что в его залах будут экспонированы шедевры искусства Узбекистана. Можно было мечтать об этом времени. И оно пришло.

Триумфальными экспозиция­ми прошедшего года стали выставки «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» в Лувре и «Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота» в Институте арабского мира в Париже. Их организатором выступил Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Узбекистана совместно с кураторами Лувра, которые на протяжении четырех лет готовились к этому грандиозному событию. В подготовке участвовало огромное число людей: руководство страны и совета Фонда развития культуры и искусства, исследователи, археологи, кураторы, реставраторы, директора музеев. С 2017 года французскими и узбекскими специалистами было отреставрировано более 70 произведений искусства.

Состоявшиеся выставки не только демонстрация творческого гения художников и мастеров, на протяжении веков и тысячелетий творивших на территории Узбекистана. Они представили новый Узбекистан с его политикой, базирующейся на осмыслении гуманистических ценностей прошлого в определении стратегии будущего.

Язык искусства не требует перевода, он понятен всем. Выставки искусства Узбекистана в Париже представили разные исторические этапы в развитии художественной культуры Центральной Азии, отразив процессы формирования древних очагов цивилизации и культуры, особенности природного ландшафта, исторические перемены, этнокультурные связи, религиозные культы. С древности территория Узбекистана была ареалом пересечения культур Кавказа, Переднеазиатского региона, Китая, Сибири, Великой степи, что накладывало отпечаток на развитие искусства и выявляло общность с другими географическими ареалами. Главное — через уникальные экспонаты посетители имеют возможность ознакомиться с мировоззрением и художественной картиной мира, которые в своих работах передавали на протяжении многих веков и тысячелетий творцы, созидатели, представители разных этносов, жившие на нашей благодатной земле.

В Лувре представлено 138 уникальных предметов, охватывающих период с VI — V веков до нашей эры и до эпохи Темуридов. О каждом представленном экспонате можно говорить очень много. К примеру, уникальным произведением является браслет с подковообразной дужкой (II тысячелетие до н. э.), переходящей в рельефное изображение двух обращенных друг к другу пятнистых ядовитых змей. Он отличается особым художественным совершенством как в техническом исполнении с использованием инкрустации из дорогих камней, так и образным выражением. Браслет, скорее всего, выполнял роль оберега и был связан с женским божеством, идеей плодородия и бессмертия.

Античный период стал ярким и значительным этапом в истории художественной культуры Узбекистана, что нашло свое отражение в произведениях декоративно-прикладного искусства. Искусство этого периода синтезировало местные художественные традиции с античными, индо-буддийскими, степными. Это объяснялось религиозной толерантностью, лояльностью, которая в свою очередь была обусловлена меняющейся политической ситуацией, вхождением исторических областей Узбекистана в состав разных государственных образований. В этот период искусство Узбекистана поднялось на невероятно высокий художественный уровень, многие его уникальные образцы вошли в мировую сокровищницу.

К примеру, коллекция Дальверзинского клада, найденного в 1972 году, датирующаяся I веком нашей эры, дает представление о художественной культуре Кушанской Бактрии. Клад состоит из 115 золотых предметов, в составе которых есть ожерелье, украшенное драгоценными камнями (бирюзой, альмандином), пектораль (нагрудное украшение) с геммой-инталией, где изображена голова Геракла, браслеты с утолщенными концами, серьги с тонкой проволокой, бляха (металлическая пластинка с выдавленной надписью) с извивающимся ушастым зверем, длинные прямоугольные слитки с надписями кхароштхи (разновидность древнего индийского письма), много дисковых слитков овальной и неправильной формы. На выставке выставлены 34 предмета из Дальверзинского клада. Их отличает высокий уровень технологического и художественного мастерства. Особое внимание на выставке было уделено памятникам буддий­ского искусства. Экспонаты дают возможность погрузиться в атмосферу культуры Согда, Бактрии, Хорезма.

К примеру, уникально искусство раннесредневекового Сог­да, который начиная с IV века выделялся уровнем своего хозяйственного и культурного развития. С установлением власти Тюркского каганата заметно активизировались дипломатические, торговые, культурные взаимосвязи согдийцев и тюрков. Так, например, еще в начале IV века в Дуньхуане, неподалеку от Великой Китайской стены, обосновалась колония самаркандских купцов. В VII — VIII веках в Восточном Туркестане была известна уже целая сеть согдийских поселений. В искусстве появился такой феномен, как «тюрко-согдийский симбиоз». Согдийское искусство данного периода на выставке представлено разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Использованы спецэффекты, которые погружают зрителя в историческую атмосферу.

Особое место на выставке занимают произведения исламского искусства. В IХ — ХII веках на территории Узбекистана до монгольского нашествия происходит интенсивное развитие нового стиля искусства. Как было отмечено исследователями, в социально-политической и культурной областях данный период характеризуется усилением тюркских элементов в составе местного населения, так как власть по всей Средней Азии переходит в руки тюрк­ских династий.

Темуридская эпоха, произведения которой также представлены на выставке, породила своеобразный синтетический стиль, вобравший в себя наилучшие достижения своей эпохи. Известно, что в Самарканде сосредоточились лучшие мастера из Ургенча, Тебриза, Исфахана, Шираза, Багдада, Индии, Алеппо, Дамаска. После Амира Темура правление его внука Улугбека оказалось также благотворным для развития науки, культуры, искусства. Даже после смерти Амира Темура, когда многие ремесленники разъехались по своим странам, их творческие поиски были переняты местными мастерами и продолжены в соо­ружениях, произведениях искусства.

Продолжением открытия уникального наследия Узбекистана стала выставка «Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота» в Институте арабского мира. На ней представлены экспонаты традиционных художественных ремесел XIX — середины XX веков, а также картины туркестанского авангарда из коллекции государственных музеев Узбекистана. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана этого периода отличается многообразием видов, охватывающих все стороны быта. Для него характерно разнообразие используемых материалов, разработанность технических приемов и способов их обработки и оформления изделий. Высокое мастерство основывалось на многовековых достижениях и традициях, бережном отношении к наследию.

К примеру, золотое шитье — один из видов ремесла Узбекистана в отличие от других, не имевших широкого распространения в данный период, было сосредоточено в столицах ханств — в основном в Бухаре, в придворных мастерских эмира, а также у кокандского хана и в Самарканде. Золотошвейные изделия изготовляли в основном для эмира и его знати. Эмир украшал себя от чалмы и кулоха до галош — образная гиперболизация придворного стиля феодального общества. Мастерами-золотошвеями были исключительно мужчины.

В изделиях золотого шитья преобладали растительные, зооморфные, орнитоморфные и астральные мотивы, издавна связанные с плодородием земли, плодовитостью домашних животных, а также олицетво­ряющие защитные силы, предназначенные охранять человека от всяких напастей.

Своеобразие одежды с древности определялось природно-климатическими и бытовыми, возрастными и социальными условиями и критериями. В ХVIII — XIX веках шили восходящие к древности туникообразные широкие мужские рубахи «яхтак», женские рубахи «куйлак», «курта» из шелковых, полушелковых и хлопчатобумажных тканей.

Достойно было представлено и каракалпакское декоративно-прикладное искусство, отличающееся необыкновенным своеобразием. «Широта и непосредственность художественного мышления, разнообразие декоративных форм орнаментальных мотивов и технических приемов — все это в сочетании с тонкостью цветовых и композиционных решений покоряет зрителя удивительной теплотой и гармонией», — писал известный собиратель и исследователь каракалпакского прикладного искусства И. Савицкий. Имеющее многовековую историю и самобытный характер народное прикладное искусство каракалпаков по-настоящему стало изучаться только в ХХ веке, появились специальные исследования, была собрана Каракалпакским государственным музеем искусств (Нукус) богатейшая коллекция образцов каракалпакского прикладного искусства, в чем велика заслуга горячего энтузиаста своего дела — художника и искусствоведа И. Савицкого.

На выставке также был представлен туркестанский авангард из музея имени И. Савицкого, картины ведущих художников Узбекистана. Изобразительное искусство также продемонстрировало не менее уникальную школу. В художественном мире есть европейский авангард, русский авангард, грузинский, в этом ряду туркестанский авангард занимает особое место. В произведениях среднеазиатского авангарда нет бунтарского духа, протеста. Своеобразность туркестанского авангарда заключалась в том, что он генерировал опыт, достижения русского авангарда (а тот в свою очередь — опыт европейского) с художественным опытом традиционной культуры Среднего Востока. Выставки в Париже не только продемонстрировали богатую и уникальную культуру Узбекистана, но и стали посланием миру о нашей стране, о реформах, которые у нас происходят. Они адресованы посетителям, неся смысловое содержание: «Добро пожаловать в новый Узбекистан!».

 

Камола Акилова,

доктор искусствоведения, профессор,

директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана (НБУ).

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий