Инвестировать в самое ценное

 

В чем секрет успеха «узбекской модели» дошкольного образования?

Как отметил Президент в Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана, наша страна становится одним из центров мировой политики, и это получает широкое признание международного сообщества. Так, в ноябре прошлого года в столице прошла Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста, познакомившая мир с «узбекской моделью» до­школьного образования.

Предложения, выдвинутые главой государства и специалистами из нашей страны, вошли в Ташкентскую декларацию, определившую мировую повестку дня в сфере до 2030 года. Как подчеркнули в профильном ведомстве, многие зарубежные коллеги выразили желание подробнее изучить опыт нашей страны. Высоко оценила успехи Узбекистана заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефания Джаннини: «За­служивает похвалы тот факт, что за короткий срок в Республике Узбекистан уровень охвата детей системой дошкольного образования вырос почти в 2,5 раза, проделана большая работа по государственной программе «Илк кадам» и по повышению квалификации педагогов. Узбекистан лидирует по охвату детей за столь короткий период и стал чемпионом в данной сфере».

Действительно, с 2017 года число воспитанников детских садов увеличилось с 27,7 до 71,8 процента. Пять лет назад до­школьными образовательными организациями было охвачено лишь 708 тысяч мальчиков и девочек. Сейчас же свыше двух миллионов ребят получили доступ к ДОО в столице и регионах, в городе и на селе.

 

 

Прочная основа

 

Что же предопределило успех реформ?

Посещая детский сад, ребенок делает первые самостоятельные шаги в большой мир, социализируется, заводит друзей, всесторонне развивается, готовится к систематическому обучению в школе. Чтобы заложенные в этот период здоровые привычки, знания и навыки стали хорошим фундаментом для дальнейшей жизни, в Узбекистане создана прочная законодательная основа. Приняты Закон «О дошкольном образовании и воспитании» и еще более ста нормативно-правовых актов, среди которых указы и постановления Президента.

Утверждены новые государственные стандарты дошкольного образования. Впервые к работе над ними были привлечены не только специалисты системы, но и широкий круг зарубежных экспертов и международных организаций. С учетом их рекомендаций разработана государственная образовательная программа «Илк кадам» («Первый шаг»), основанная на современном компетентном подходе.

 

В едином порыве

 

Сфера дошкольного образования стала первой в стране, где быстрыми темпами внед­рен механизм государственно-частного партнерства. Именно привлечение предпринимателей и инвесторов позволило за пять лет в несколько раз увеличить количество детских садов. Введено свыше десяти форм ГЧП, созданы широкие стимулы для развития отрасли. Среди них льготные кредиты, компенсации по коммунальным платежам, выгодные условия аренды земельных участков и многое другое.

За прошедшие годы подписаны соглашения с 1 419 предпринимателями на 3,7 триллиона сумов для создания негосударственных ДОО, из которых сумма льготных кредитов составила 2,6 триллиона сумов. Всего на основе ГЧП открыто 21 505 дошкольных организаций и семейных детских садов, которые смогли принять свыше 638 тысяч воспитанников. Обеспечены работой более 55 тысяч человек. Доля негосударственного сектора увеличилась с 0,01 до 34 процентов.

В сферу привлекаются средства зарубежных инвесторов. В 2022 году в результате переговоров с международными финансовыми институтами одобрены проекты государственно-частного партнерства на общую сумму 30 миллионов долларов. К примеру, между Исламским банком развития и профильным министерством достигнуто соглашение, в рамках которого планируется соз­дать около 120 негосударственных ДОО в регионах. И подобных проектов множество. 

Всего же в целях развития системы дошкольного образования за пять лет подписано около 80 меморандумов и соглашений с зарубежными партнерами и международными организациями. В списке взаимодействия — Республика Корея, Китай, США, Россия, Япония, Сингапур, Турция, Беларусь и такие структуры, как Всемирный банк, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, KOICA, Саудовский фонд развития, «Mercy Corps», и многие другие.

 

Равные условия для всех

 

С самого начала реформ ключевым приоритетом стало обеспечение равного доступа к дошкольному образованию для всех детей. Более пяти лет назад при изучении ситуации с охватом малышей детскими садами выяснилось, что в Узбекистане есть труднодоступные местности, где дети никогда не посещали ДОО. Низкими были показатели в сельских махаллях.

Решением стала инновационная альтернативная модель дошкольного образования — мобильные детские сады «Aqlvoy». Для их организации в 2019 году в регионы доставлены переоборудованные автобусы «ISUZU», на базе которых и сформированы мобильные образовательные группы. Сейчас солнечно-желтый, украшенный яркими рисунками автобус «Aqlvoy» с радостью встречают жители 142 махаллей. Сформировано 387 мобильных групп на базе 65 автобусов. Бесплатно обучается около семи тысяч детей.

Такое решение доказало свою эффективность и экономичность. Учебная программа мобильного детского сада адаптирована к современным тенденциям, направлена на развитие, социализацию и подготовку детей к школе через полезные и увлекательные занятия. Учтены языковые особенности регионов. К проекту привлечены опытные педагоги, способные заинтересовать ребят, наладить с ними доверительные отношения, привить тягу к знаниям и любовь к чтению. Проект «Aqlvoy» уже получил международное признание.

Не остаются без внимания и дети, нуждающиеся в особом уходе. В апреле 2019 года в Республике Каракалпакстан открылась первая в стране специализированная дошкольная образовательная организация с реабилитационным центром «Imkon». Уникальность проекта в том, что он обеспечивает социально-культурное развитие, образование и оздоровительную реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

 В 2021 году в Кибрайском районе Ташкентской области открыло двери второе такое учреждение. Также с июля 2022 года государственные многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации с реабилитационным центром начали работу еще в двух городах Узбеки­стана: «Imkon» — в Карши и «Umid» — в Зарафшане.

Центры «Imkon» с полноценным реабилитационным центром и детским садом на 150 мест — совершенно новая модель в системе дошкольного образования. Педагоги и медицинский персонал совместно с родителями разрабатывают план развития и реабилитации каждого ребенка, и он поэтапно реализуется. Учреждения оснащены современным дидактическим материалом, коррекционным и реабилитационным оборудованием. Здесь есть кабинет физиотерапии, тренажерный зал, комнаты социальной адаптации, сказкотерапии, сенсорные и аудиокомнаты, крытый бассейн. Центры укомплектованы зарубежным оборудованием и инвентарем, таким как парафиновая печь, сухие массажные ванны, нейроортопедические пневмокостюмы, ортопедические велосипеды, лежачие самокаты, гибкие кресла.

С целью социальной поддерж­ки семей, живущих в местностях с низким уровнем экономического развития, в ДОО введены льготы по оплате. В государственных детских садах, расположенных в 60 районах, родительская плата за содержание ребенка составляет 50 процентов, еще в 71 районе и городе — в размере 70 процентов. Дети из семей, признанных малоимущими через информационную систему «Единый реестр социальной защиты», освобождаются от родительской платы в пределах 15 процентов от общего числа ребят в ДОО. Бесплатно посещают детский сад малыши с тяжелыми психическими и физическими недугами, из семей, потерявших кормильца.

 

Требование времени

 

Сейчас в любой сфере не обойтись без передовых информационных технологий. Незаменимы они и для обеспечения прозрачности в работе государственных учреждений, искоренения коррупции. Путь к достижению этих целей открыла программа «OpenEMIS» — «Болалар богчаси» — информационная система управления дошкольным образованием, введенная в 2018 году. Ее запуск обеспечил прозрачный прием детей в дошкольные организации на основе электронной очереди.

К высокоскоростному интернету подключено более 6,5 тысячи, или 99 процентов государственных дошкольных образовательных организаций. В них установлено свыше семи тысяч компьютеров. Информационные технологии активно внедряются и в образовательный процесс. Вот лишь несколько примеров. В сотрудничестве с ЮНИСЕФ профильным министерством разработана платформа «Learning Passport». Это гибкое мобильное приложение, которое позволяет пользователям из разных стран подключаться к существующим в мире цифровым образовательным платформам.

Согласно программе «Илк кадам», создан мультимедийный сборник песен для детей младшего возраста. Он нацелен на приобщение малышей к музыке, развитие у них творческих способностей, слуха и чувства ритма. Конечный продукт состоит из набора картинок с текстами песен и нотами, флеш-карты с мелодиями, беспроводной колонки для прослушивания музыки. В 2022 году в ДОО доставлено шесть тысяч таких комплектов.

Для детей дошкольного возраста разработана мобильная игра «InnoKids», в создании которой участвовали опытные педагоги и эксперты. Занимательное приложение с качественной графикой увлекает и развивает малышей. С участием Корейского института развития робототехники KIRIA и других партнеров детским садам республики предоставлено 275 интеллектуальных роботов «Albert» и «Genibot», 350 учебных пособий для обучения навыкам робототехники и программирования. На первом этапе ребенок с помощью готовых кодирующих карточек заставляет игрушку двигаться, моргать, говорить. Дети постарше могут подключать робота к смартфону и создавать собственные команды и алгоритмы.

 

Главная фигура — педагог

 

С ростом количества детских садов в Узбекистане значительно возросла и потребность в профессиональных педагогических кадрах. В 2017 году в системе дошкольного образования работали 58 тысяч педагогов, сейчас это уже свыше 151 тысячи специалистов. Пять лет назад была определена потребность в воспитателях с высшим образованием. С учетом этого в 2,5 раза увеличены квоты приема в вузы по направлению «дошкольное образование». С четырех до трех лет сокращены сроки обучения специалистов для детских садов в бакалавриате.

 В Ташкенте открыты филиалы авторитетных зарубежных вузов — южнокорейского Университета Пучон и Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена, которые готовят педагогов для ДОО и хорошо себя зарекомендовали.

В течение пяти лет на базе министерства, профильных вузов, центров переподготовки прошли повышение квалификации более 73 тысяч руководящих и педагогических кадров ДОО. Внедряются новые подходы в подготовке профессионалов с высшим и средним специальным образованием, совершенствовании их знаний.

Не останавливаться на достигнутом

Кроме достижений, в сфере пока остается немало проблем. Одна из них, которая тормозит усилия государства, — коррупция, все еще встречающаяся при устройстве детей в ДОО и решении других вопросов. В 2022 году было передано в правоохранительные органы немало фактов о взятках.

Заключен меморандум с Агентством по противодействию коррупции, идет поиск новых механизмов, чтобы в отрасли, где воспитывается юное поколение, финансовые вопросы как можно меньше зависели от человеческого фактора. Однако и граждане должны осознать, что, приплачивая за устройство своего ребенка в детский сад без очереди, вы совершаете преступление, а также лишаете другого малыша законного права на это место.

Сейчас только чуть более 30 процентов педагогов ДОО имеют высшее образование. Сравнительно низкими остаются зарплаты воспитателей и их помощников, которые вкладывают в наших детей душу и большой труд. Неслучайно подготовка квалифицированных педагогов и их всесторонняя под­держка стали одним из основных пунктов Ташкентской декларации, принятой в столице по итогам Всемирной конференции ЮНЕСКО. Требует особого внимания качество образования в семейных детских садах и ДОО, созданных на основе государственно-частного партнерства. В густонаселенных городах родителям приходится отдавать детей в группы, в которых по 35 малышей и более. Все еще возникают вопросы к питанию в детских садах, не все частные компании, привлеченные для обеспечения воспитанников сбалансированным рационом на основе аутсорсинга, оправдывают ожидания.

Словом, проблемных вопросов немало. Однако, объединив усилия государства и общественности, их вполне можно решить и добиться поставленной Президентом цели — в ближайшие пять лет достичь 80-процентного охвата детей дошкольным образованием, создать еще 600 тысяч мест в ДОО, кардинально улучшить систему воспитания и обучения в них.

Газета “Народное слово”

от 15.02.2023 г.

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий