За 26 лет достигнута энергетическая независимость

 Энергетическая независимость - залог успешного развития экономики любой страны. От состояния электроэнергетики зависят темпы экономического роста, показатели производительности труда, уровень благополучия населения.

Большой потенциал Узбекистана и эффективное государственное управление энергетикой позволяют полностью удовлетворять потребности страны за счет рационального использования собственных водно-энергетических ресурсов и углеводородного сырья.

В нашей стране главной задачей, поставленной руководством за годы независимости перед специалистами, стало надежное и качественное энергоснабжение потребителей. В соответствии с этим отрасль развивается в опережающем порядке на основе внедрения современных высокоэффективных технологий. Например, с вводом парогазовых установок (ПГУ) на тепловых электростанциях АО «Узбекэнерго» снизились затраты на производство электроэнергии и значительно уменьшилось негативное влияние на окружающую среду.

В соответствии с Программой мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2017-2021 годы предусмотрена реализация 29 приоритетных проектов с установкой новых генерирующих мощностей, которые позволят увеличить суммарную мощность электростанций страны в 1,5 раза.

В настоящее время реализуется с десяток инвестиционных проектов в теплоэнергетике, обеспечивающих ввод дополнительных мощностей, с привлечением иностранных инвестиций, в том числе строительство ПГУ мощностью от 250 МВт до 450 МВт на действующих Талимарджанской, Навоийской и Тахиаташской ТЭС.

Кроме того, продолжается строительство новой Туракурганской ТЭС с двумя блоками ПГУ мощностью по 450 МВт в Наманганской области, ввод в эксплуатацию которой в совокупности с развитием магистральных электрических сетей позволит значительно повысить надежность и качество энергоснабжения потребителей Ферганской долины.

Двукратное повышение эффективности использования природного газа последует в результате внедрения на теплоцентрали №4 в Ташкенте четырех газотурбинных установок (ГТУ) мощностью по 27 МВт, обеспечивающих комбинированное производство электрической и тепловой энергии.   

Так, с 2016 года на Ангренской ТЭС работает энергоблок мощностью 130-150 МВт на основе внедрения современной технологии сжигания высокозольного угля. Следует отметить, что реализация проекта осуществлялось за счет кредита КНР для стран ШОС. В настоящее время на данной электростанции строится второй аналогичный энергоэффективный энергоблок.

Будут продолжены работы по реконструкции, техническому перевооружению тепловых и гидроэлектростанций, а также их дальнейшему развитию в совокупности с расширением использования возобновляемых источников энергии для производства электрической энергии в промышленных объемах.

Благодаря продуманной энергополитике правительства Узбекистана, внедрению современных технологий и энергоустановок от ведущих компаний мира, модернизации и дальнейшему развитию сферы за годы независимости достигнута энергетическая независимость страны. Создана Единая энергосистема, которая обеспечивает параллельную и синхронную работу всех электростанций и позволяет осуществлять поставки электроэнергии потребителям независимо от их месторасположения, а также на экспорт. 

 

ИА «Жахон»

 

(Материал подготовлен на основе информации АО «Узбекэнерго»)

 

Суть судебно-правовых реформ за годы независимости

 

Основными целями осуществляемых сегодня в Узбекистане реформ в судебно-правовой сфере являются обеспечение подлинной справедливости в обществе, укрепление доверия населения к системе отправления правосудия путем превращения ее в основного гаранта принципов гуманизма, эффективной защиты прав человека.

С обретением нашей страной независимости основой судебно-правовой реформы стала идея возрождения судопроизводства как действенного механизма осуществления справедливого правосудия. В целях достижения данной цели были созданы фундаментальные законодательные основы, гарантирующие судебную защиту прав и законных интересов граждан, приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Созданы новые структуры судебной власти.

Уже в первом Законе «О судах» от 2 сентября 1993 года закреплены такие общепризнанные принципы, как презумпция невиновности, право на защиту, состязательность и гласность судебного процесса, другие принципы, получившие затем развитие в новых кодексах и других законодательных актах.

Важным этапом реформирования сферы стало принятие новой редакции Закона «О судах» от 14 декабря 2000 года. В данном документе была закреплена специализация судов, определен механизм образования самостоятельных судов по уголовным делам. Это обеспечило повышение качества рассмотрения дел, усилила гарантии защиты прав и свобод граждан.

Краеугольным направлением реформирования судебно-правовой сферы стали либерализация, гуманизация и декриминализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Внедрение института примирения в соответствии с многовековыми традициями узбекского народа, такими как милосердие и умение прощать, подняло систему на новый этап модернизации. Важнейшим шагом стала и отмена смертной казни с 1 января 2008 года. Кроме того, высшая мера наказания - пожизненное лишение свободы применяется только по двум видам преступлений - за терроризм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, по которым могут быть применены также альтернативные, менее суровые карательные меры. При этом данный вид наказания в Узбекистане не может быть назначен женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, мужчинам старше шестидесяти лет.

За годы независимости были приняты и ряд нормативных документов, защищающих права и интересы предпринимателей, имущество. В качестве одного из существенных шагов в этом направлении явился Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года. Документом утверждена Программа, направленная на повышение ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, нарушение прав частных собственников.

В соответствии с данным Указом 20 августа 2015 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития». Этот акт является масштабным по своему характеру, способствовавшим либерализации уголовного законодательства посредством имплементации ряда международных правовых норм, включая Конвенцию ООН против коррупции.

Также декриминализованы отдельные нормы Уголовного кодекса страны путем закрепления возможности неприменения наказания в виде лишения свободы в случае возмещения ущерба.

Реформы в судебно-правовой системе вышли на совершенно новый уровень с вступлением Шавката Мирзиёева в должность Президента Республики Узбекистан. Так, в принятой по его инициативе Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах отдельным направлением обозначено обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы. Оно направлено, прежде всего, на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства, повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, полную реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг.

В этом контексте принятие 21 февраля 2017 года Указа «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» заметно повысило качество работы судов, обеспечило принципы подлинной справедливости в отправлении правосудия.

Значимым положением документа стало объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда в единый высший орган в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства – Верховный суд Республики Узбекистан. Эта реформа привела к устранению дублирования функций управления судебной системой и формированию единой судебной практики.

В целях соблюдения принципа независимости судебной власти, самостоятельного решения вопросов материально-технического и финансового обеспечения судов Указом образован Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что сегодня в Узбекистане на новый уровень поднята начатая в годы независимости активная работа по совершенствованию судебно-правовой системы страны. Проводимые в этой сфере реформы способствуют построению правового демократического государства и сильного гражданского общества на основе принципов гуманизма и справедливости и служат результативному обеспечению защиты прав и свобод граждан.

 

ИА «Жахон»

 

(Материал подготовлен на основе информации Министерства юстиции Республики Узбекистан)

 

Крылья независимой страны

 

Сегодня в Узбекистане в полном разгаре подготовка к достойному празднованию 26-й годовщины государственной независимости. И это та самая пора, когда страна анализирует пройденный нелегкий путь, отмечает достижения. В череде множества событий, которые определили сегодняшний день и светлое будущее республики, создание 25 лет назад Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари».

За это время бренд Uzbekistan Airways стал известен и признан во всем мире как стабильный, безопасный и надежный авиаперевозчик. Последний пример – оценка вице-президента корпорации Boeing по Ближнему Востоку, России и Центральной Азии Мартина Бентротта. «Мы гордимся сотрудничеством с НАК Узбекистана, отдаем должное профессионализму и уровню компетентности его работников, их инжиниринговой и летной подготовки, - отметил он. - Буквально на днях авиакомпания получила от корпорации специальный сертификат за успешную, безаварийную эксплуатацию самолетов Dreamliner».

Гражданской авиации Узбекистана есть чем гордиться. Современные комфортабельные авиалайнеры страны регулярно приземляются в около 50 городах Европы, Азии и Америки, выполняют чартерные рейсы от Аляски до Новой Зеландии. Пилоты Узбекистана уже давно освоили эксплуатацию современных воздушных судов, а сегодня управляют самолетами нового поколения.

Сегодня на «лайнерах мечты» успешно выполняются рейсы в Дубай, Дели, Амритсар, Стамбул, Тель-Авив, Сеул, Франкфурт-на-Майне, Москву, Куала-Лумпур и Сингапур, а также через Ригу в Нью-Йорк. А 27 июля впервые в истории Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» запустила первый беспосадочный полет на «Дримлайнере» по маршруту Ташкент – Нью-Йорк – Ташкент.

За прошедшие годы в отрасли реализовано множество крупных проектов. Модернизирована наземная инфраструктура аэропортов, полностью обновлен авиапарк воздушных судов. Открыты новые маршруты, построены современные терминалы и аэровокзалы с высокой пропускной способностью, внедрены передовые технологии.

В аэропортах введены в эксплуатацию современные мини-центры Управления воздушным движением (УВД) и новая аэронавигационная система. Каждый лайнер в небе Узбекистана находится под постоянным контролем высококвалифицированных диспетчеров Центра «Узаэронавигация».

Все 11 аэропортов республики имеют статус международных и обеспечены надежной и совершенной досмотровой техникой. Современные пассажирские терминалы оснащены всеми удобствами и оборудованием, отвечающим международным стандартам. В столичной воздушной гавани к услугам пассажиров зал вылета с повышенным уровнем комфортности Business Lounge.

Международный интермодальный центр логистики, созданный на базе аэропорта «Навои», является одним из крупнейших и наиболее высокотехнологичных авиагрузовых комплексов региона. Сегодня он соединяет Узбекистан с такими основными аналогичными центрами Евразии, как Франкфурт, Милан, Вена, Осло, Базель, Сарагоса, Дубай, Дели, Инчхон, Тяньцзинь, Ханой и Шанхай.

Значимую роль в развитии сельского и водного хозяйства и туристического потенциала республики играет авиакомпания «Специальные авиационные работы» (САР), входящая в структуру НАК и имеющая в своем парке самолеты Ан-2 и многофункциональные вертолеты Ми-8МТВ.

На международном рынке авиационных услуг все больше заказчиков, желающих сотрудничать с узбекской авиакомпанией в деле технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Благодаря собственной авиаремонтной базе национальный авиаперевозчик может самостоятельно и качественно поддерживать летную годность своих самолетов и оказывать услуги зарубежным авиакомпаниям.

На предприятии Uzbekistan Airways Тесhnics, выполняющем все виды обслуживания и ремонта самолетов различных модификаций, включая Воеing 787 Dreamliner, создан Центр по ремонту композитных материалов.

Авиакомпания создала собственную базу подготовки, обучения и повышения квалификации персонала. Учебно-тренировочный центр имеет профессиональный преподавательский состав и Тренажерный центр с различными видами высокотехнологичного оборудования для этих целей, в том числе полнопилотажные full-flight симуляторы, что позволяет предлагать услуги по подготовке и обучению летного состава и зарубежным авиакомпаниям.

Таким образом, достигнутые национальным авиаперевозчиком за эти годы успехи и планы на перспективу демонстрируют высокую динамику развития и значительный прогресс гражданской авиации Узбекистана. Подписанный контракт на получение еще четырех самолетов Воеing 787 Dreamliner и реализуемый сегодня проект по строительству современного аэропортового комплекса на базе аэродрома «Ташкент-Восточный» выведут статус сектора на качественно новый уровень.

 

ИА «Жахон»

 

(Материал подготовлен по информации

 НАК «Узбекистон хаво йуллари»)

 

Достижения в развитии автотранспорта за годы независимости

 

Транспортные пути издревле считались одним из основных источников дохода государства. Со временем транспорт стал неотъемлемой частью нашей жизни.

В Узбекистане за годы независимости произошли существенные институциональные и правовые преобразования в транспортной сфере. В этом деле не стал исключением и автомобильный транспорт. Так, Указ Президента Республики Узбекистан от 4 июня 2001 года «О демонополизации и совершенствовании управления в сфере автомобильного транспорта» стал основополагающим документом в реформировании сектора. Согласно документу реализованы поэтапные мероприятия по усовершенствованию системы управления, сокращению лишних структур, закончены работы по приватизации государственных объектов.

Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта является специальным уполномоченным государственным органом управления в сфере автомобильного транспорта. Агентством осуществляется поступательная работа по проведению государственной транспортной политики, развитию рынка услуг, а также содействию в обеспечении безопасности перевозок на автомобильном и речном транспорте.

В годы независимости принят ряд законов республики, указов главы государства и постановлений правительства (в целом свыше 130 нормативно-правовых документов), направленных на развитие сферы автомобильного транспорта, дальнейшего улучшения качества и культуры обслуживания пассажиров. Среди них Законы «Об автомобильном транспорте», «О городском пассажирском транспорте», «О безопасности дорожного движения».

На сегодняшний день Узбекистан, наряду со странами Европейской конференции министров транспорта, полностью придерживается квалификационных требований Европейского союза по автомобильным перевозкам.

В результате создания благоприятных условий в республике и развития здоровой конкурентной среды на рынке автотранспортных услуг из года в год увеличивается количество пассажиров и объем грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Так, если в 2000 году в стране насчитывалось 2032 пассажирских маршрута, то на 1 января 2017 года их количество составило 4351.

Важным новым стимулом для развития сферы стало принятое 10 января текущего года Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усовершенствованию системы транспортного обслуживания населения и пассажирского автобусного сообщения в городах и селах». Документом предусмотрены в течение 5 лет приобретение 2912 автобусов, открытие 303 новых автобусных сообщений, строительство и реконструкция 74 автовокзалов и автостанций. Также намечено поэтапное внедрение до 1 июля 2018 года в Нукусе и областных центрах системы безналичной оплаты за проезд в городском пассажирском транспорте и дистанционного GPS-наблюдения работы автобусов и микроавтобусов.

К настоящему времени в соответствии с постановлением уже открыт 41 новый автобусный маршрут, приобретены 285 автобусов, начаты работы по строительству 7 новых автостанций и реконструкции 6 существующих. В Андижане, Гулистане и Фергане уже внедрена система дистанционного GPS-наблюдения. А с 1 мая во всех автобусных маршрутах города Андижана внедрена система безналичной оплаты за проезд в пассажирском транспорте.

В Узбекистане уделяется особое внимание и развитию транспортных сообщений на международном направлении. На сегодняшний день свыше 320 перевозчиков республики имеют лицензии на право осуществления перевозок вне страны. Это, в свою очередь, улучшает возможности доставки продукции Узбекистана на мировые рынки.

В целях создания для отечественных автоперевозчиков благоприятных и правовых условий республика заключила ряд международных договоров и двусторонних межгосударственных соглашений. В частности, Узбекистан является участником 9 международных конвенций и 2 соглашений. С 26 странами Европы, Азии и СНГ подписаны двусторонние межгосударственные соглашения об автомобильном сообщении.

ИА «Жахон»

 

(Материал подготовлен на основе информации Узбекского агентство автомобильного и речного транспорта)