О мерах правительства Узбекистана по практической реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года

 Семьдесят вторая сессия

Пункт 19(a) повестки дня

Устойчивое развитие: осуществление Повестки дня на XXI век, Программы действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век и решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию и Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию

 

 

 

                     Письмо Постоянного представителя Узбекистана при Организации Объединенных Наций от 2 января 2018 года на имя Генерального секретаря

 

 

           Имею честь настоящим препроводить Вам информацию о мерах, принимаемых правительством Узбекистана для осуществления Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (см. приложение).

           Буду признателен за распространение настоящего письма и приложения к нему в качестве документа Генеральной Ассамблеи по пункту 19(а) повестки дня.

 

 

Бахтиёр Ибрагимов

 

Приложение к письму Постоянного представителя Узбекистана при Организации Объединенных Наций
от 2 января 2018 года на имя Генерального секретаря

 

 

 

 

                     О мерах правительства Узбекистана по практической реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года

 

 

           Правительство Республики Узбекистан активно продолжает углублять широкомасштабные реформы во всех сферах общества, направленные на дальнейшее повышение благосостояния населения и достижение целей в области устойчивого развития.

           В этом плане 2017 год ознаменовал начало нового этапа развития Узбекистана. Особое внимание уделялось реализации задач, определенных в Стратегии действий по дальнейшему развитию страны на 2017–2021 годы, для чего были мобилизованы все силы и возможности государства и общества. 

           Важнейшим шагом на этом пути стало осуществление мер, намеченных в государственной программе «Год диалога с народом и интересов человека». Краеугольным камнем деятельности госучреждений сегодня становится принцип «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», о чем было четко заявлено в послании Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева обеим палатам Парламента страны в декабре 2017 года.

           В частности, в целях реализации данного принципа в стране внедрена новая система прямого диалога с народом, эффективного решения его жизненных проблем. Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан стали основой этой системы и выступают своеобразным демократическим институтом по работе с обращениями граждан. При этом обеспечение интересов человека определено в качестве главной цели проводимых преобразований. 

           В экономической сфере сделаны первые шаги по реализации эффективных реформ, отвечающих современным требованиям. Приняты и последовательно реализуются законы, указы и постановления, всесторонне продуманные программы по организации национальной экономики на новой основе и ее дальнейшей либерализации, совершенствованию ее правовой базы, модернизации и диверсификации производства. В стране за короткое время введен в строй 161 крупный промышленный объект.

           Благодаря осуществленным мерам в 2017 году устойчивые темпы экономического роста составили 5,5 процента, объем экспорта увеличился на 15 процентов. Положительное сальдо внешней торговли достигло 854 млн долл. США. 

           В стране началась свободная конвертация национальной валюты — сума. С момента либерализации данной сферы объемы операций купли-продажи иностранной валюты выросли в 1,5 раза. Одновременно золотовалютные резервы государства увеличились на 1,1 млрд долл. США. 

           В течение последнего года в стране была налажена деятельность 12 свободных экономических и 45 промышленных зон, что способствует ускоренному развитию регионов республики. Ведется работа по организации в ближайшем будущем еще 50 новых промышленных зон. 

           Приоритетное внимание уделяется вопросу создания новых рабочих мест, имеющий для Узбекистана чрезвычайно важное значение. В 2017 году за счет строительства новых промышленных предприятий, развития малого бизнеса и частного предпринимательства, расширения сферы услуг было создано свыше 336 тысяч новых рабочих мест.

           Обеспечивается также выполнение принятых программ по реформированию социальной сферы как чрезвычайно важного направления государственной политики. Правительство приступило к строительству доступного жилья по обновленным проектам на основе льготных ипотечных кредитов. В городах и селах было построено типовых и многоэтажных домов общей жилой площадью более 3,5 миллиона квадратных метров. По сравнению с предыдущими годами объемы жилищного строительства резко возросли, например, по сравнению с 2007 годом — в 20 раз, по сравнению с 2010 годом, когда началась реализация программы строительства жилья по типовым проектам, — в 3,5 раза, а по сравнению с 2014 годом — в 2 раза.

           Приняты конкретные меры по улучшению экологической ситуации в Приаралье. При Министерстве финансов создан Фонд развития региона Приаралья, в который направлены средства в размере более 200 млрд сумов (примерно 25 млн долл. США). За счет этих средств улучшаются водоснабжение, условия жизни жителей Республики Каракалпакстан и Хорезмской области.

           В текущем году особое внимание уделялось строительству новых и ремонту действующих образовательных учреждений. Построены 12 общеобразовательных школ, реконструированы еще 320, и капитально отремонтированы 152. Кроме того, построены и реконструированы 107 дошкольных образовательных учреждений, и капитально отремонтированы еще 195. 

           В ближайшие три-четыре года во всех регионах страны предполагается построить и оснастить тысячи новых детских садов, поднять на новый уровень качество получаемого в них образования и воспитания. Кроме того, с учетом большой роли и значения воспитания детей с раннего возраста в Узбекистане создано Министерство дошкольного образования.

           В системе образования на основе инновационного и креативного подходов учреждены специализированные школы по углубленному изучению точных наук. Осуществляется также значительная работа по дальнейшему совершенствованию системы высшего образования. В частности, принята Программа комплексного развития системы высшего образования в 2017–2021 годах. 

           За счет вновь организованных институтов и филиалов вузов количество высших образовательных учреждений достигло 81, филиалов в регионах — 15, филиалов зарубежных университетов — 7.

           Приняты меры по совершенствованию системы и укреплению материально-технической базы Академии наук Узбекистана, восстановлена деятельность ряда научно-исследовательских институтов и центров в ее составе. После многолетнего перерыва проведены выборы в Академию наук. Вся проводимая в этой сфере последовательная работа направлена на достижение одной цели — Узбекистан должен стать конкурентоспособным на мировой арене в области науки, интеллектуального потенциала, современных кадров, высоких технологий. 

           В целях дальнейшего углубления реформ и последовательной реализации целей в области устойчивого развития 2018 год в Узбекистане объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий.

           Первоочередной задачей определено оказание всемерной поддержки предпринимателям, в частности, в формировании благоприятных условий для ввоза и внедрения в производство высоких технологий, новейших достижений науки. Кроме того, предполагается уделить особое внимание созданию широких возможностей для повышения их квалификации, стажировок в ведущих зарубежных компаниях и организациях, осуществления с ними взаимовыгодного сотрудничества. 

           Сегодня Узбекистан переходит на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества. Именно поэтому в стране в 2017 году организовано Министерство инновационного развития с конкретными задачами. Данное ведомство должно выполнять роль своеобразного локомотива в реализации важнейших проектов не только в экономической сфере, но и в жизни всего узбекского общества. В частности, в центре его внимания будут находиться задачи по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности, мобилизации для этого необходимых финансовых ресурсов, всесторонней поддержке участия одаренной молодежи в этом процессе, творческих идей и разработок. 

           В стране начата масштабная работа по либерализации экономики. Определено немало задач по укреплению национальной экономики для вхождения Узбекистана в ряд развитых государств. Сегодня в мире растет число стран, динамично развивающихся за счет внедрения моделей инновационного развития, экспорта передовых идей, «ноу-хау» и «умных» технологий. 

           Правительство активно работает над устранением имеющихся преград в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики и внедрении совершенно новых механизмов формирования проектов. В этих целях в качестве первого шага приняты государственные программы развития Узбекистана и создан фонд по их финансированию. 

           Сегодня более 51 процента населения республики проживает в сельской местности. Однако доля сельскохозяйственной продукции в валовом внутреннем продукте страны не превышает 17 процентов. А объем переработки продукции аграрного сектора не достигает и 10 процентов. В этой связи предполагается разработать комплексную программу дальнейшего реформирования сельского хозяйства, придавая особое значение обеспечению продовольственной безопасности. 

           Предпринимаются также последовательные меры по охране здоровья людей. В целях дальнейшего улучшения ситуации в этой сфере в Узбекистане предполагается адаптировать к местным условиям и внедрить концепции «Умная медицина» и «Единый центр медицинской информации», которые позволят оказывать качественную и современную помощь в удобной для жителей регионов форме, осуществлять раннее выявление и дистанционную профилактику заболеваний. 

 

           В целом, последовательная реализация осуществляемых в Узбекистане реформ должна способствовать успешному достижению целей, обозначенных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также росту благосостояния населения и решению актуальных социально-экономических вопросов в республике.

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий