На пути к новому Узбекистану

 Постсоветская республика делает семимильные шаги в сторону модернизации

Вы можете дать этому название – «Полное перевоплощение: Центральноазиатская версия». Сегодня среди пяти постсоветских республик, входящих в регион, есть обнадеживающие признаки политического динамизма и вновь обретенного стремления к интеграции.

В центре этих изменений находится Республика Узбекистан, которая запустила перспективную программу реформирования и модернизации государства.

Эти изменения начались в сентябре прошлого года в момент кончины первого Президента Узбекистана Ислама Каримова и прихода к власти Шавката Мирзиёева, который выдвинул программу кардинального преобразования страны. Документ получил название «Стратегия действий по развитию Узбекистана на 2017-2021гг.», официально принятый правительством страны еще в январе с.г.

Данная стратегия состоит из пяти блоков:

В политической сфере, правительство Ш.Мирзиёева приступило к административной перестройке, направленной на реальное разделение власти (ранее сконцентрированной в руках президента) между различными ее ветвями, в том числе парламентом страны - Олий Мажлисом. В ближайшем будущем, как говорят официальные лица республики, этот процесс будет продолжаться. Планируется перейти к системе выборов региональных руководителей, тем самым делегируя большее право выбора 32-миллионному населению.

В новой стратегии также уделяется особое внимание укреплению верховенства закона в стране. Это включает в себя обеспечение истинной независимости судебной системы Узбекистана, а также улучшение ситуации в области защиты прав человека. По этим вопросам ранее Ташкент подвергался критике со стороны правозащитных структур и международного сообщества.

В экономической сфере правительство Узбекистана приняло ряд мер - от конвертации валюты до приватизации различных отраслей промышленности, которые призваны превратить его в более динамичную и конкурентоспособную страну. Эти шаги уже вызвали положительные отзывы от таких институтов, как Международный валютный фонд. Но власти Узбекистана не собираются останавливаться на достигнутом, и планируют превратить страну в одну из трех самых быстрорастущих экономик мира к 2019 году.

Еще одним направлением, которому уделяется пристальное внимание, является т.н. «человеческое измерение». В последние годы жесткий стиль госуправления привел к обретению Узбекистаном статуса наподобие международного изгоя. Правительство Ш.Мирзиёева намерено кардинально улучшить данную ситуацию. В этой связи была прекращена практика занесения людей в «черные списки», реабилитированы около 16 тыс. человек, которые ранее рассматривались в качестве политических оппонентов. Кроме того, уделяется особое внимание обеспечению прав женщин в узбекском обществе. Что наиболее важно, Узбекистан, ранее рассматривавший политический ислам как стратегическую угрозу, прилагает серьезные усилия для перехвата инициативы по вопросам религии из рук экстремистов. Так, создаются ряд религиозных центров в стране (Центр Имама Бухари в Самарканде, Центр исламской цивилизации в Ташкенте) в целях обучения и доведения до населения истинных ценностей религии.

Самым видным элементом новой стратегии Узбекистана стала внешняя политика. С момента вступления в должность в декабре 2016 года Ш.Мирзиёев быстро и решительно отказался от региональной политики прежней эпохи, которая отличалась напряженными отношениями с другими странами Центральной Азии, в пользу политики добрососедства. Результаты оказались внушительными. Активная дипломатия в последние месяцы привела к росту торгового оборота между Ташкентом и его соседями примерно на 13%. Налажены новые транспортные связи между Узбекистаном и странами региона, включая полеты в Таджикистан и железнодорожное сообщение с Казахстаном.

В то же время правительство Ш.Мирзиёева стремится наладить более тесные связи с Европой и Соединенными Штатами в рамках усилий по сбалансированию влияния таких крупных игроков, как Россия и Китай. Такое стремление к стабильности, по мнению узбекских чиновников, является залогом независимости и процветания страны.

Новая региональная дипломатия Узбекистана вышла в центр внимания в ходе Международной конференции по безопасности и устойчивому развитию в Центральной Азии, организованной в Самарканде в начале ноября правительством Узбекистана совместно с ООН. В мероприятии, на котором мне удалось присутствовать в качестве гостя правительства Узбекистана, приняло участие внушительное количество иностранных высокопоставленных лиц, в том числе министры иностранных дел всех пяти центральноазиатских государств, министр иностранных дел Ирана и верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Конференция символизировала рождение нового видения Ташкентом региональной интеграции.

Конечно, только время покажет устойчивость повестки Ш.Мирзиёева как во внутренней, так и внешней политике страны. Следует признать, что жесткие действия государства против критиков и коррупция пока не стали достоянием прошлого. Тем не менее, правительство Узбекистана, несомненно, продвигается вперед в деле преобразования государства, а также своих отношений с соседями. И, как выяснилось в этом месяце в Самарканде, люди начинают это замечать.

Илан Берман

U.S. News & World Report

22 ноября 2017г. 

 

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий