Эффективная система защиты прав человека

 Остается совсем немного времени до празднования четвертьвековой годовщины принятия Конституции нашей страны. «Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека…» Это первые слова, открывающие Основной закон и задающие тон всему последующему тексту, равно как и огромному числу законов и других нормативно-правовых актов, которые исходят из этого фундаментального принципа.

Стоит отметить, что за годы независимости в Узбекистане сформировались основные направления политики в сфере защиты прав человека, среди которых приверженность общепризнанным принципам демократии, международным обязательствам, развитие международного сотрудничества.

В Конституции Республики Узбекистан закреплен принцип приоритета общепризнанных норм международного права. В нашей стране осознают, что без участия международных организаций и присоединения к основным актам о правах человека невозможно построить демократическое правовое государство. К настоящему времени республика присоединилась более чем к 70 международным документам в данной области. Это в свою очередь способствовало созданию эффективной системы защиты прав человека.

В частности, сформирована собственная модель поэтапной имплементации международных стандартов в национальное законодательство и правоприменительную практику. Парламентом приняты, кроме Конституции, 16 кодексов и свыше 700 законов, регламентирующих права и основные свободы человека. Второй раздел Основного закона можно назвать Узбекским биллем о правах человека.

В рамках последовательного обеспечения гражданских прав проводятся кардинальные реформы, направленные на коренное совершенствование и повышение эффективности судебно-правовой системы. На их основе обеспечивается демократизация, либерализация и гуманизация общественных отношений в сфере реализации прав граждан в сфере правосудия. С учетом рекомендаций уставных и договорных органов ООН укреплена независимость и самостоятельность судебной системы, пересмотрены структура и принципы деятельности судебного управления, развивается специализация судов посредством введения судов по административным и экономическим делам, расширяются права адвокатуры, усиливаются гарантии прав подозреваемых, задержанных, арестованных, осужденных, потерпевших и жертв преступлений, свидетелей.

Вместе с тем сформирована система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека и выполнения международных норм и принципов. Создана институциональная база защиты прав человека. Наряду с традиционной правоохранительной системой, включающей в себя суд, прокуратуру, адвокатуру, функционируют также национальные институты по правам человека.

Вопрос обеспечения прав и свобод человека в Узбекистане находится под пристальным вниманием не только государства, но и институтов гражданского общества, которые принимают активное участие в совершенствовании законодательства, проведении общественного мониторинга прав социально уязвимых слоев населения, подготовке периодических национальных и альтернативных докладов по выполнению международных обязательств. Правозащитной деятельностью, в частности, занимаются активисты различных НПО, которые защищают интересы не только своих членов, но и пришли к пониманию важности формирования в стране системы общественного мониторинга и контроля за деятельностью государственных органов. Среди них детские, женские, экологические ННО, организации инвалидов и престарелых граждан, гендерные центры, а также профессиональные общества, фонды, ассоциации, союзы, комитеты, объединяющие граждан по их интересам.

В последнее время развивается общественный контроль за деятельностью органов судебной власти, правоохранительных и контролирующих структур посредством расширения мандатов института Омбудсмана, Национального центра по правам человека, создания института Бизнес-омбудсмана, введения системы отчетности силовых структур перед палатами парламента и непосредственно населением. Этому способствовало закрепление в Конституции страны института общественного контроля за деятельностью государственных органов. В настоящее время парламент работает над принятием Закона «Об общественном контроле в Республике Узбекистан».

Наша страна намерена в качестве полноправного субъекта международных отношений и впредь развивать сотрудничество с уставными и договорными органами ООН, принимать активное участие в совершенствовании международного и национального мониторинга за ситуацией в области прав человека в Узбекистане и других государствах-членах ООН. К настоящему времени уже накоплен солидный опыт взаимодействия с данной организацией. Свидетельством этому служит тот факт, что только в текущем году Узбекистан посетили Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (9-10 июня), Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн, региональный представитель Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по Центральной Азии Ришард Коменда, специальный докладчик ООН по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмед Шахид.

Плодотворными также оказались итоги визита в Узбекистан с 29 августа по 11 сентября делегации международной неправительственной организации Human Rights Watch, в ходе которого были обсуждены вопросы обеспечения прав человека и роли правозащитных организаций в этом процессе, а также возможных направлений сотрудничества.

ИА «Жахон»

(Материал подготовлен на основе информации Национального центра Республики Узбекистан по правам человека)

 

 

Диалог с народом – главный приоритет

 

Сегодня Узбекистан переживает важнейший этап своего демократического и правового развития, основанного на кардинальном изменении взаимоотношений государственных органов с населением.

Следует подчеркнуть, что эффективность реализуемых в стране реформ тесно связана с последовательным выполнением государством своих обязательств по обеспечению всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав и интересов человека, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан.

В Узбекистане приняты кардинально новые подходы, направленные на преодоление оторванности отдельных государственных органов и должностных лиц от конкретных реалий жизни и потребностей населения. В основу решения вышеуказанных проблем положен принцип глубокого изучения и качественного и своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц. Данная работа осуществляется на основе созданной системы народных приемных, внедрения новых эффективных форм и механизмов открытого диалога с гражданами на основе регулярной отчетности руководителей государственных органов всех уровней перед населением, введения в практику регулярных выездов на места для изучения ситуации в сфере обеспечения прав, свобод и интересов граждан.

Впервые в практике нашей страны создана Служба по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц Аппарата Президента Республики Узбекистан. На данную структуру возложена задача анализировать состояние обеспечения прав и свобод граждан государственными органами, выявлять причины их нарушения, а также вырабатывать и реализовывать меры по совершенствованию их деятельности на основе постоянного и открытого диалога с народом.

Для всесторонней поддержки подрастающего поколения, составляющего более 60% населения страны, в стране принят Закон «О государственной молодежной политике» от 14 сентября 2016 года, создан Союз молодежи Узбекистана, наделенный широкими полномочиями по взаимодействию с Президентом и высшими органами государственной власти и управления.

Значительную работу в области обеспечения свобод и интересов человека, повышения правовой культуры населения осуществляют средства массовой информации. Для успешной и активной их деятельности в Узбекистане создано обширное правовое поле, которое продолжает совершенствоваться с учетом мирового опыта и реалий современности. Принято более 10 законов, непосредственно направленных на дальнейшую демократизацию и либерализацию СМИ, повышение их активности в обеспечении гласности и открытости проводимых реформ, внедрение передовых ИКТ в медиапространство.

Вопросы защиты прав человека, правовые и институциональные механизмы их обеспечения, а также различные аспекты реализации роли институтов гражданского общества в данном направлении регулярно и широко освещаются СМИ. Переведены на узбекский язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека. В стране издаются около 30 юридических газет и журналов с правозащитной тематикой.

В Узбекистане действует сеть образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой юристов и работников правоохранительных органов. Кроме того, в рамках Десятилетия ООН в области образования по правам человека учащиеся, государственные служащие, работники правоохранительной системы и судов, педагогические, медицинские и социальные работники повышают уровень своих знаний в данной сфере. Успешно реализуется Национальная программа повышения правовой культуры общества.

ИА «Жахон»

(Материал подготовлен на основе информации Национального центра Республики Узбекистан по правам человека)

 

Важнейший фактор мира и стабильности в стране

 

На протяжении многих веков на нашей древней и благодатной земле в мире и согласии живут представители различных этносов, культур и религий. Гостеприимство, доброта, щедрость души и подлинная толерантность всегда были присущи узбекскому народу и стали основой его менталитета.

Годы независимости в Узбекистане открыли новый этап в межнациональных отношениях. Одним из важнейших приоритетов государственной политики в стране является развитие культуры толерантности и гуманизма, укрепление гражданского взаимопонимания и согласия,воспитание молодого поколения в духе любви и преданности Родине. И все это нашло полное воплощение в жизнь.

В Узбекистане функционируют более 2 тысяч религиозных организаций, относящихся к 16 различным конфессиям. В республике осуществляют свою деятельность 158 христианских организаций, 8 еврейских общин, 6 общин бахай, общество кришнаитов и буддийский храм, в общей сложности – 174 неисламских организаций.

Обеспечивается в нашей стране уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям всех наций и народностей, проживающих на ее территории, создаются условия для их развития. Обучение осуществляется на 7 языках: узбекском, каракалпакском, кыргызском, русском, казахском, таджикском, туркменском. На 8 языках издаются журналы, на 10 языках – газеты.

Верующие Узбекистана свободно отмечают все религиозные праздники. Так, из года в год все более масштабно празднуются Курбан-хаит и Рамазан-хаит у мусульман, Пасха и Рождество у христиан, у иудеев – Пейсах, Пурим и Ханука.

Кроме того, ежегодно при всесторонней поддержке руководства республики верующие совершают паломничество к святым местам. За прошедшие годы более 70 тысячам мусульман была предоставлена возможность осуществить хадж в Саудовскую Аравию, сотни христиан и иудеев побывали в России, Греции и Израиле. Для сравнения: до провозглашения независимости в среднем из Узбекистана выезжали 3-4 человека в год.

Для повышения эффективности деятельности около 140 национальных культурных центров в мае 2017 года образован Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

В рамках пятого направления принятой в этом году Стратегии действий «Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики» сегодня ведется работа по разработке проектов Концепции приоритетных направлений политики в сфере межнациональных отношений и Концепции государственной политики в религиозной сфере.

В целях всестороннего исследования богатого культурного, научного и духовного достояния нашего народа, широкой популяризации этого наследия среди мировой общественности, глубокого раскрытия истинно гуманистической сути и содержания религии ислам начата работа по созданию в Ташкенте Центра исламской цивилизации. Здесь будут собраны обширные сведения о великих ученых и богословах, выдающихся поэтах и писателях, художниках и каллиграфах, внесших бесценный вклад в развитие мировой культуры и мусульманской цивилизации.

Наряду с этим, для сохранения и изучения богатейшего наследия Имама Бухари, распространения его учений о просвещенном исламе Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым принято решение об организации в Самарканде Международного исследовательского центра, который будет носить имя этого выдающегося мухаддиса и теолога. Выступая на 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре сего года, лидер нашей страны обратился с предложением принять специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность». Основная цель – обеспечение всеобщего доступа к образованию, ликвидации безграмотности и невежества.

Царящая в Узбекистане атмосфера дружбы и сплоченности – важнейший фактор мира и стабильности, повышения эффективности проводимых реформ, роста авторитета страны на международной арене. Так, в ходе своего визита в республику в октябре 2017 года Специальный докладчик Совета ООН по правам человека по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмед Шахид отметил, что в Узбекистане достигнуты большие результаты в этом направлении. Благоустроены места поклонения великих ученых и мыслителей, внесших огромный вклад в исламскую науку и просветительство, жители страны и ее гости свободно совершают паломничество к этим святыням.

ИА «Жахон»

(Материал подготовлен на основе информации Национального центра Республики Узбекистан по правам человека)

 

 

Создание путеводителя демократического развития Узбекистана

 

С обретением нашей страной независимости в 1991 году остро встал естественным образом вопрос разработки и принятия полноценной Конституции в соответствии с целями и задачами формирования новой государственности и демократического переустройства общества.

Отметим, что становление подлинного конституционализма в Узбекистане не следует связывать исключительно с принятием Основного закона в 1992 году. На самом деле, этот процесс начался до фактического обретения республикой государственной независимости – уже на первой сессии Верховного Совета Узбекистана XII созыва, состоявшейся в марте 1990 года, депутаты поставили вопрос о разработке новой конституции. На второй сессии 20 июня 1990 года была принята «Декларация о суверенитете» и создана Конституционная комиссия. Принятие данного документа повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни Узбекистана, в организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих совершенного и целостного конституционно-правового решения.

Необходимость принятия нового основного закона была осознана подавляющим большинством населения Узбекистана. Концепция и содержание конституционной реформы постоянно обсуждались в средствах массовой информации, на заседаниях парламента и в ходе научных дискуссий. Разъяснение сущности и положений проекта новой конституции, обсуждение ее широкой общественностью проходило с участием органов самоуправления граждан, трудовых коллективов и специалистов в лице юристов, экономистов, политологов.

Первое заседание Конституционной комиссии состоялось 21 апреля 1991 года под председательством Президента республики Ислама Каримова. На встрече была создана рабочая группа по разработке проекта и вспомогательные (малые) группы, а также утвержден план работы комиссии. При разработке проекта основного закона комиссия опиралась на основополагающие международно-правовые акты, конституционное право развитых демократических стран, а также исторический опыт нашего народа.

Между тем, 31 августа 1991 года было реализовано неотъемлемое право узбекского народа - право на самоопределение, в результате чего республика мирным, парламентским путем обрела государственную независимость. Как отмечал в свое время первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, «начиная с первого дня независимости, с того момента, как приступили к возрождению национальной государственности, мы открыто провозгласили на весь мир наши цели и намерения: построить в Узбекистане правовое демократическое государство и гражданское общество».

2 июля 1992 года Олий Кенгаш уже независимой страны рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект основного закона уже качественно нового содержания и постановил вынести его на всенародное обсуждение. Таким образом, кроме общественного суждения, проект конституции прошел также и зарубежную экспертизу со стороны специалистов из развитых стран и международных организаций. Иностранные эксперты отметили демократичность и гуманность проекта документа, закрепившего основополагающие общечеловеческие ценности и демократические принципы в соответствии с передовыми международными стандартами.

Решением Конституционной комиссии от 26 сентября 1992 года проект был опубликован в средствах массовой информации для дальнейшего его обсуждения общественностью. Около двух с половиной месяцев документ перерабатывался с учетом замечаний и предложений граждан республики, а 21 ноября того же года он был вновь опубликован в печати. Таким образом, фактически публичное обсуждение проекта прошло в два этапа, что явилось первым подобным прецедентом в мировой истории, а его творцом стал весь народ Узбекистана.

Всего в ходе общественного обсуждения проекта конституции гражданами было внесено более шести тысяч предложений и рекомендаций. В письмах отмечались лаконичность и ясность текста документа, четкость его формулировок и одновременно давались ценные соображения по совершенствованию. В результате более чем 60 статей проекта были подвергнуты доработке и уточнению, из первоначального варианта были исключены 4 и включены несколько новых статей.

После активного обсуждения проекта (депутатами было внесено около 80 изменений, дополнений и уточнений) 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета была принята Конституция Республики Узбекистан.

Основной закон нашего независимого государства органично включил в себя основные принципы и нормы международного права, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, международных пактов по правам человека. Закреплен приоритет общепризнанных норм международного права над внутригосударственными.

Демократический характер Конституции Республики Узбекистан достаточно отчетливо просматривается в ее содержании. А структура основополагающего документа - последовательность разделов и их содержание - свидетельствует о конституционных приоритетах государственного и общественного строительства.

Хотя преамбула и не содержит правовых норм, она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части изложены принципиальные идеи, определяющие сущность и назначение Основного закона, из которых и вытекает его содержание.

Принятая в 1992 году Конституция Узбекистана позволила решить стоявшие перед обществом первоочередные задачи в критически важный переходный период.

Во-первых, ее принятие позволило начать и осуществить модернизацию всей правовой системы: качественное изменение законодательства на основе использования мирового опыта при сохранении традиций и преемственности в собственном развитии. Во-вторых, идеи, заложенные в Конституции, оказали глубокое воздействие на формирование нового правового мышления и культуры, признанию в общественном сознании демократических правовых ценностей и установок. В-третьих, в политико-правовом контексте этот документ стал рассматриваться в качестве юридического, узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, которые обусловливают лежащую в основе Конституции волю народа.

За прошедшие 25 лет со дня принятия Основного закона в Узбекистане, если можно так выразиться, успешно завершилось государственное и общественное строительство. Далее следует не менее важный период формирования демократической государственности – совершенствование системы госуправления в соответствии со все более возрастающими требованиями времени, изменениями в укладе жизни общества, политическим и социально-экономическим развитием. Эти факторы и обуславливают необходимость в совершенствовании положений Конституции, что и происходит в настоящее время.

ИА «Жахон»

(Материал подготовлен на основе информации Ташкентского государственного юридического университета)

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий