Депутаты рассмотрели исполнение государственного бюджета за 2018 год

 28 мая 2019 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем депутаты рассмотрели отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов Республики Узбекистан за 2018 год, представленный Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Необходимо отметить, что представленный отчет в предварительном порядке был рассмотрен в Комитете по бюджету и экономическим реформам, фракциях политических партий и депутатской группы от Экологического движения Узбекистана, а также на заседаниях комитетов парламента.

Отчет Кабинета Министров об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов Республики Узбекистан за 2018 год представил заместитель Премьер-министра – министр финансов Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров.

Как отмечалось на заседании, последовательная реализация задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, коренное реформирование социально-экономической сферы обеспечили в 2018 году стабильное развитие и устойчивые темпы роста экономики. Подчеркнуто, что предпринятые меры по дальнейшему углублению либерализации валютной политики и внешнеторговой деятельности послужили широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, повышению экспортного потенциала, созданию производств на основе современных технологий, а также развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Как результат, по итогам 2018 года валовой внутренний продукт (ВВП) страны составил 407,5 триллиона сумов и по сравнению с 2017 годом увеличился на 5,1 процента. Росту ВВП способствовала промышленная отрасль (2,1 процента). Положительное сальдо сферы услуг составило 1,8 процента. Объем строительных работ по сравнению с прошлым годом вырос на 9,9 процента, и в абсолютном росте ВВП положительный вклад строительной отрасли оценен на уровне 0,5 процента. В сельском, лесном и рыбном хозяйствах отмечен рост на уровне 0,3 процента. Влияние данного сектора экономики на абсолютные темпы роста ВВП составило 0,1 процента.

Подчеркнуто, что в ходе исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан за 2018 год обращено особое внимание на финансирование мер, направленных на дальнейшее развитие социальной сферы, повышение уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты граждан. В частности, за отчетный период 53,8 процента расходов Государственного бюджета были направлены на социальную защиту населения, то есть 10,5 процента по отношению к ВВП.

В 2018 году общие доходы населения составили 286,3 триллиона сумов и превысили показатели 2017 года на 110,3 процента. По итогам года в республике внешнеторговый оборот составил 33,8 миллиарда долларов США, по отношению к 2017 году увеличен на 27,3 процента.

В 2018 году доходы в Государственный бюджет составили 79 триллионов 99 миллиардов сумов, по отношению к 2017 году выросли на 59,2 процента и выполнены на 16 599,0 миллиарда сумов (126,6 процента), что превышает относительный прогноз 62 триллиона 500 миллиардов сумов. В свою очередь, доля доходов Государственного бюджета в ВВП составила 19,4 процента.

Депутаты отметили, что принят ряд законов, указов и постановлений Президента страны, государственных программ по совершенствованию правовых основ создания и дальнейшей либерализации экономики на совершенно новой основе, ныне они успешно внедрены в практику, а также осуществляются широкомасштабные работы в деле реализации новейших по своей сути и содержанию реформ, отвечающих мировым требованиям в сфере экономики.

В результате исполнения указов и постановлений главы нашего государства от 7 июня 2017 года, направленных на расширение полномочий органов государственной власти на местах и повышение их ответственности за формирование доходов местных бюджетов, в прошлом году доходная часть местных бюджетов выполнена на 124,3 процента относительно прогноза.

По отчету правительства представители фракции каждой политической партии и депутатской группы Экологического движения Узбекистана изложили свою точку зрения.

В частности, представители фракции СДП “Адолат”положительно оценили тот факт, что на сферу здравоохранения, как одно из основных направлений в программе партии, в 2018 году из Государственного бюджета были направлены 9,4 триллиона сумов, что составляет 21,9 процента средств, выделенных на социальные расходы. Однако подчеркивалось также наличие некоторых недостатков в сфере. В частности, предметом справедливого недовольства членов фракции стало необеспечение освоения 121,7 миллиарда сумов средств, намеченных в свете исполнения принятых Президентом страны документов, в то время как в этом направлении с каждым годом увеличиваются средства, направляемые из Государственного бюджета. Члены фракции отметили, что неосвоение в установленные сроки бюджетных средств влияет на результат реформ в системе, в связи с чем необходимо своевременное положительное решение подобных вопросов. Наряду с этим подчеркивалась актуальность решения выявленных по итогам изучения депутатами на местах положения дел вопросов полного обеспечения средствами связи служб скорой медицинской помощи, создания единой электронной медицинской карты граждан, завершения в краткие сроки работ по внедрению во всех регионах автоматизированной информационной системы “Электронная поликлиника”.

Члены фракции НДП Узбекистана отметили, что в отчете по исполнению Государственного бюджета в 2018 году уделено особое внимание финансированию мер по поддержке социальной сферы, повышению уровня жизни и обеспечению социальной защиты населения. В отчетный период на финансирование социальных расходов из Государственного бюджета выделены средства в размере 42 883,3 миллиарда сумов, или 53,8 процента от общих расходов, что соответствует интересам электората НДП Узбекистана. Вместе с тем было указано на то, что в отчетный период в деле предотвращения правонарушений в сфере Государственного бюджета все еще сохраняется проблема целевого и эффективного использования бюджетных средств, не достигнуты положительные результаты в данном направлении.

Члены фракции Демократической партии «Миллий тикланиш» подчеркнули, что в 2018 году организация и дальнейшая либерализация экономики на новой основе, ее диверсификация, структурное преобразование, модернизация на основе внедрения в производство самых современных, передовых технологий служат повышению экспортного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики, все это, в свою очередь, обеспечило высокий рост темпов экономики и макроэкономическую стабильность. Вместе с тем отмечалась необходимость увеличения расходов на реставрацию и реконструкцию объектов культурного наследия за счет местных бюджетов. Учитывая то, что не указаны параметры, предусматривающие средства на развитие сферы оказания услуг, в том числе расширение современных видов услуг, ускорение широкого использования потенциала туристической сферы, подчеркнута необходимость обращения внимания на данную отрасль в представляемых в будущем отчетах.

Членами фракции УзЛиДеП сделан анализ исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов с точки зрения интересов электората УзЛиДеП и реализации задач, намеченных в предвыборной платформе партии. В нем уделено особое внимание мерам, принимаемым в деле улучшения деловой среды, создания более благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Вместе с тем фракцией выдвинут ряд предложений. В частности, высказаны предложения по осуществлению активной инвестиционной политики в регионах и дальнейшему стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций. По мнению членов фракции, целесообразно принятие дополнительных мер по реализации низкорентабельных, экономически несостоятельных государственных предприятий в отраслях и сферах реальной экономики частным собственникам, прежде всего профессиональным иностранным инвесторам, а также по расширению объемов продажи сырьевых ресурсов на открытых биржевых торгах, ярмарках для дальнейшего развития частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, а также посредством этого – дальнейшее расширение их закупочных возможностей.

Представители депутатской группы Экодвижения положительно оценили выделение и расходование в отчетный период средств из Государственного бюджета на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и предотвращение экологических проблем. Наряду с проводимой правительством положительной работой также обратили внимание на наличие ждущих своего решения вопросов. В частности, согласно соответствующим законодательным актам, несмотря на то, что обеспечение мер по проведению государственного кадастра объектов растительного и животного мира, а также ведению государственного учета объектов растительного и животного мира предусмотрено за счет Государственного бюджета, однако в настоящее время на данную работу не выделяются средства из Государственного бюджета.

Депутаты также акцентировали внимание на ждущих своего решения вопросах, выявленных в ходе изучения реального положения дел на местах и осуществления контрольно-аналитической деятельности. Они касаются рационального и эффективного использования средств Государственного бюджета, развития социальной инфраструктуры в регионах. Вместе с тем указано на необходимость обратить особое внимание на полномерное использование имеющихся на местах возможностей и полное задействование ресурсного потенциала регионов, обеспечение рационального использования бюджетных средств, повышение доходов местных бюджетов.

В ходе обсуждений депутаты наметили конкретные задачи по повышению исполнительской дисциплины должностных лиц местных органов государственной власти, взаимодействию с местными Кенгашами народных депутатов в деле осуществления парламентского контроля за своевременным и качественным исполнением Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов на последующие периоды.

По итогам заседания Законодательная палата Олий Мажлиса приняла соответствующее постановление об утверждении отчета об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов Республики Узбекистан за 2018 год.

Также депутаты обсудили другие вопросы, относящиеся к полномочиям Законодательной палаты.

 

Автор: Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Вернуться назад

Комментарии

Оставить комментарий